Мистификация художника-пройдохи

Четыре столетия обманывал любителей живописи голландский художник Ян Ваутерс, пока одна из его картин не попала в Ульяновский художественный музей. Здесь его авантюра, наконец, была разоблачена.

В 60-е годы в наш музей из Эрмитажа поступила картина, обозначенная в каталоге как работа неизвестного нидерландского художника XVI века, называлась она «Старик и молодая женщина с книгой». Для музея картина представляла большую ценность, поскольку нидерландские полотна в нашей стране можно пересчитать по пальцам.

Картина у искусствоведов, да и у зрителей, оставляла странное впечатление. Лицо девушки неподвижно и напоминает маску. Неприятной внешности старик держит руку на плече женщины, создавая двойственное отношение к происходящему.

Научный сотрудник музея Нелли Спешилова, исследуя произведение, внесла уточнения, что картина написана все же в XVII веке, а не в XVI и принадлежит кисти мастера голландской школы.

Мнение коллег из Государственного музея имени Пушкина о том, что картина больше напоминает копию, чем оригинал, что в ней присутствует некоторая неоднозначность, закрепило за полотном ореол таинственности.

Искусствовед Татьяна Верещагина тщательно исследовала обратную сторону картины и обнаружила запись, не указанную в каталоге: «Yan Worders», и дату — 1542 год. Однако в картотеках художников XVI века это имя найти не удалось.

Может быть, еще не одно столетие «Старик и молодая женщина...» оставались неразгаданными, если бы не одно письмо. Оно пришло в музей от сотрудника Эрмитажа Мягкова, которому для защиты кандидатской диссертации понадобилась фотография с той самой картины. Музейщики в свою очередь не упустили шанса расспросить аспиранта об истории картины. Вот что он написал.

«Старик и молодая женщина...» находились в петербургской коллекции Николая Рериха. В послереволюционные годы в отсутствие хозяина коллекция оставалась бесхозной и практически погибала. О картинах кто-то сообщил в Эрмитаж, и его сотрудники перевезли полотна в музей. Те произведения, которыми заинтересовались искусствоведы Эрмитажа, были оставлены в Петербурге, остальные полотна пополнили картинные галереи в провинции.

Мягков писал, что картина «Старик и молодая женщина с книгой» в 1914 году экспонировалась в Петрограде на выставке «Искусство союзных народов», но в каталоге записана под иным названием: «Церковное пение», а ее автор — Ян Ваутерс, прозванный Стапом. Тот самый Yan Worders!

Кто бы мог подумать, что название картины может радикально изменить ее смысл, содержание. Но «Старик и молодая женщина...» в экспозиции зажили совершенно иной жизнью, исчезла двусмысленность, лицо, недавно казавшееся маской, за церковным пением сделалось воплощением одухотворенности.

Но Татьяна Верещагина чувствовала, что рано праздновать победу. Неоднозначность в картине все же оставалась, и она была связана с датой написания — XVI век, или все-таки столетием позже? Профессиональный взгляд не мог не заметить, что на полотне сочетается техника двух веков: на архаизм XVI наслоился весь арсенал живописных средств XVII.

Ответ нашелся сам. В архивах обнаружилась фамилия Яна Ваутерса, который предстал перед потомками в неблаговидном качестве. Художник жил в Голландии в XVII веке, но некоторые свои работы подписывал XVI веком, эти картины соответственно стоили дороже. То была эпоха, когда голландцы заинтересовались своим прошлым, искали опору в истории и не скупились на картины столетней давности. Предприимчивый Ян Ваутерс интерес соотечественников решил использовать. Делал это так искусно и технично, что его мистификацию не смогли раскрыть несколько столетий.

Мошенничество автора не оставило негативный отпечаток на полотне, она не потеряла своей значимости, а разница в возрасте, пусть даже в 100 лет, все равно не уменьшает ее достоинств.

Алсу Идрисова

Ульяновск

Автор Олег Золотов
Олег Золотов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру.