В Москве прошла выставка "художественного" плагиата

В Галерее Марата Гельмана с 1 по 4 июня художники группы «Синие носы» представляли проект «Случайные совпадения» с провокационным вопросом «а существует ли российское «современное искусство?».

Оказывается, такой вопрос имеет большое право на существование. Художники Мизин и Шабуров показали более семидесяти парных работ, одна из которых является очевидным плагиатом другой. В роли «застенчивых воришек» выступают такие известные персоны, как О. Кулик, А. Осмоловский, И. Кабаков, В. Янкилевский, А. Тер-Оганьян.

Только за последний год художники побывали в Нью-Йорке, Париже, Берлине, Лондоне и прочих мировых столицах. И всюду, гуляя по музеям и выставкам современного искусства, обнаруживали аналоги произведений, созданных их российскими коллегами. Причем созданных, как правило, позже оригиналов.

Сначала это их забавляло, но когда совпадения начали исчисляться десятками, – напугало. Может, никакого российского contemporary art не существует? Так возникла коллекция «двойников», которые им попадались под руку. Набралось их изрядно. Сначала на выставку, которую они хотели назвать «Вон из искусства-2», а затем – на сайт. Он начал работать параллельно с выставкой, а закончит намного позже, став памятником тотальному воровству идей, сюжетов и композиций.

Кстати, на Западе давно знают, что никакого российского contemporary art не существует, а есть мелкое воровство и цыганщина с чужих аналогов. Поэтому проект «Синих носов» более чем серьезен, хотя и сделан в игровой и предельно иронической манере: они собственные «ремейки» приводят в общем ряду, показывают первоисточник картины Репина «Не ждали» (иллюстрация из раннего немецкого издания о Шерлоке Холмсе), тычут носом в удивительное сходство иллюстрации Кукрыниксов с рисунком Павла Федотова…

На самом деле речь идет о главном тренде нашего общества, – выбиться из грязи в князи, любой ценой стать богатым, известным, быть «как люди». А в искусстве можно воровать точно так же, как в политике и бизнесе. В провинции художник считает, что все это как бы предварительная жизнь, где обычные нормы не действуют. Вот вырвется из болота в столицу и заживет там по-настоящему. Но и из столицы тоже надо вырваться – в «мировой контекст», который при этом еще презирается и оплевывается. Комплекс неполноценности граничит с ненавистью к тем, кого обокрал.

«Синие носы» обещают к весне представить продолжение проекта. Если уж у них Ленин ворочался в картонной коробке, то заставить делать то же самое своих коллег по contemporary art во главе с Мизиано, Бажановым, Деготь и прочей компанией им раз плюнуть, сообщает деловая газета «Взгляд».

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *