Горе забыто, но боль осталась

Тринадцать лет тому назад Арзамас пережил ужасную трагедию. До сих пор точно не известно, что послужило причиной мощного взрыва, прервавшего жизни многих людей и вызвавшего огромные разрушения. Сообщения правительственной комиссии были лаконичны: взорвались три вагона, в которых находилась взрывчатка, предназначенная для горных предприятий юга страны.

С тех пор прошло много лет, и давным-давно народ перестал обсуждать различные версии происшедшего — так уж устроена людская память. Все подробности трагедии помнят только те, кто похоронил родных и близких, кто остался искалеченным. И еще те, кто вынес на своих плечах людскую боль и бессильный гнев. Именно они ежегодно в день трагедии собираются у памятника жертвам взрыва в Арзамасе и вспоминают...

В субботу, 4 июня, в 9 часов 32 минуты на расстоянии 320 метров от вокзала станции Арзамас-1 раздался оглушительный взрыв. На месте железнодорожного переезда образовалась воронка диаметром 52 метра и глубиной 26 метров. Ни будки с железнодорожниками, ни автомашин с пассажирами, ожидающими переезда через линию, уже не существовало. В городе было полностью уничтожено 185 домов, еще около 1000 повреждено. Без крова осталось более 2000 человек. Но самое страшное последствие взрыва — это гибель больше девяти десятков случайных свидетелей взрыва.

В те страшные для города дни без устали работали все: пожарные, строители, медики. Председателем Арзамасского горисполкома тогда был Иван Скляров, взявший на себя нелегкую роль организатора ликвидации последствий трагедии. В момент взрыва он находился недалеко от эпицентра, поэтому одним из первых прибыл к месту переезда. Скляров тут же принял ответственность за все последующие действия по спасению раненых и устранению последствий. Буквально через 15-20 минут со всего города съехались машины с бригадами спасателей и медиков. Уже к вечеру того же дня в Арзамас прибыли представители областного и московского руководства, были созданы штаб и правительственная комиссия по ликвидации последствий. Но председатель горисполкома не самоустранился и не переложил ответственность на плечи более высокопоставленных чиновников. Под его руководством была организована и первая экстренная помощь, и последующая кропотливая работа по разбору завалов, восстановлению пострадавших районов города. Работники горисполкома помогли сраженным нежданною бедою людям исполнить и последний печальный долг перед близкими — провести похороны и поминовение жертв.

За решительную и организованную деятельность по ликвидации последствий, за отзывчивость к людской беде и самоотверженный труд Иван Скляров получил правительственную награду — орден Мужества. Но истинное признание его заслуг — это воспоминания людей о его помощи им в те страшные дни.

Судьбы пострадавших волнуют бывшего председателя и по прошествии многих лет: именно он организовал лечение и протезирование многих арзамасцев, здоровью которых взрыв нанесен непоправимый вред. Те, кто пережил беду, по-прежнему нужны друг другу — боль, поделенная на всех, становится легче. Поэтому в понедельник 4 июня Иван Скляров снова посетит Арзамас, чтобы помянуть погибших и помочь выжившим в той ужасной трагедии.

Лариса Петренко

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Обсудить