Сезон новых афер

В последнее время в Набережных Челнах участились случаи обмана горожан через диспетчеров. Это неудивительно — такая схема работы очень удобна, чтобы «замести следы». Диспетчер, как правило, практически ничего не знает о своем работодателе, кроме имени. Схем обмана существует немало, рассмотрим самые распространенные.

Многие челнинцы предпочитают покупать сахар мешками. Объявления о его продаже можно найти в любой газете. Обзванивая продавцов, покупатель, как правило, спрашивает не только цену, но и чье производство. Заинский, хоть и дешевле, уступает по качеству, например, ульяновскому. Узнав, что в одной точке есть такой сахар, челнинец делает заказ. Но когда привозят товар, выясняется, что сахарок-то заинский, а ульяновский, говорит продавец, закончился. Некоторые отказываются его брать. Но многие соглашаются на замену, опасаясь, что сахар может подорожать. Секрет тут в том, что у продавца изначально не было ульяновского сахара. Он дал диспетчеру ложную информацию, и та рекламирует товар, которого в помине нет. В итоге увеличивается количество заказов, а значит, и прибыль предпринимателя.

Использование диспетчера дает большую свободу действий нерадивым мастерам-ремонтникам. Недавно в «Вечерку» пожаловалась женщина, ставшая жертвой таких умельцев. Она сдала мягкую мебель в ремонт с целью поменять обивку, мастер сам увез диван и кресла, а затем вернул в новом виде. Женщина заплатила 4500 рублей, но чуть позже обнаружила массу недоделок. Кинулась звонить мастеру по телефону, но, как оказалось, указанный в объявлении номер принадлежит диспетчеру, которого тот нанял на неделю. Естественно, ни адреса «умельца», ни даже его фамилии она не знала, только имя и номер сотового телефона. Попытки позвонить по нему тоже не увенчались успехом — в трубке неизменно отвечали, что абонент временно недоступен. А зачем ему быть доступным, если свои деньги он уже получил.

Есть более оригинальный способ обмана. Некий Валентин нанял диспетчера, чтобы принимать заказы на видеосъемку свадеб. Причем с условием, что оплата производится в два приема: аванс сразу после торжества, остальное при получении кассеты с записью. Заказов поступило немного, но и их ему хватило. Валентин ходил на свадьбы, снимал все на камеру, пил и закусывал за счет хозяев, затем получал аванс и пропадал. Найти его молодожены, конечно, не могли, адреса его не знала и диспетчер, принимавшая заказы. А кассету с записью он и не думал приносить, видимо, полагая, что лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Трудоустраиваться через диспетчера тоже вряд ли стоит. Совсем недавно ушлый предприниматель «кинул» четверых женщин. Дал объявление в газету о приеме на работу с хорошей зарплатой. Работа несложная — рассылка корреспонденции, и желающие ее получить нашлись быстро. «Бизнесмен» дал претендентам задание — разложить какие-то бумаги в конверты и отправить по указанным адресам. Но через пару недель, когда женщины справились с работой, выяснилось, что «бизнесмен» исчез. А телефон в объявлении принадлежит одинокой женщине, подрабатывающей диспетчером. Конечно, та не смогла сказать обманутым людям, где искать предпринимателя. Мало того, он и с ней не расплатился.

Неизвестно, сколько в Челнах таких аферистов. Но есть способ, как обезопасить себя: надо платить за товар или услугу только при получении и убедившись в его качестве. И обязательно ознакомиться с документами ушлых «предпринимателей» или «продавцов», чтобы хоть адрес знать.

Сергей Кудрявцев

«Вечерние Челны»