Примадонна нового тысячелетия мечтает вернуться в Москву

Концерт, завершавший в пятницу музыкальный фестиваль "Владимир Спиваков приглашает", впоследствии наверняка назовут историческим.

На сцену Большого зала Московской консерватории впервые вышла мегазвезда классического вокала - афроамериканка Джесси Норман. Эту певицу сравнивают с великой Марией Каллас, ведущие критики предсказывают ей роль "примадонны нового тысячелетия".

Приезд "сопрано для интеллектуалов" (еще один титул некоронованной королевы мировой оперной сцены) в столицу России еще недавно многим казался несбыточной мечтой. И все же мечта стала явью.

В сопровождении Российского национального оркестра Норман исполнила 5 песен Густава Малера на слова Фридриха Рюккерта, сыграла сцену смерти Изольды из музыкальной драмы Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда". Пела она по-немецки - на языке оригинала.

В интервью РИА "Новости" после концерта, на беглом французском, Норман тепло отозвалась о российских слушателях, сумевших "уловить тот философский подтекст, который заложили в свои сочинения великие композиторы" и который сама она стремилась "донести сквозь все барьеры". В этом ей помогла великолепная акустика, которой обладает Большой зал, и его "аура".

Вполне вероятно, у россиян вскоре вновь появится шанс оценить глубокий, сильный, завораживающий голос, буквально летящий из груди "оперного символа Америки". Хотя фестивальный концерт был первым и пока единственным выступлением Норман в России (если не считать ее подарка московской интеллигенции - открытой репетиции с РНО), она возразила против формулировки "последний". Уже сегодня "можно думать и о новой встрече в Москве", считает Норман.

Аплодисменты в Большом зале Консерватории, много повидавшем за свои 100 лет, не стихали долго. Правда, удивляло полное отсутствие традиционных букетов: это было одно из условий певицы, чье имя, кстати, Национальный музей естествознания Франции присвоил новому сорту орхидей.

Выступления Норман не покажут по российскому телевидению даже фрагментарно, его нельзя было записать и на аудиопленку - такие условия выдвинула оперная дива. В здании "главного храма музыки Москвы" по ее просьбе запретили курить.

Меры безопасности, предпринятые в Консерватории перед концертом "мирового уровня", европейская дороговизна билетов, трудности проникновения в зал для журналистов были беспрецедентными. Однако на восторженный прием со стороны московской публики, о взыскательности которой была наслышана "живая легенда", она ответила по-королевски щедро: не только много раз выходила на поклон, но и трижды спела на "бис".

Символично прозвучало из ее уст "Единение" - одна из "Четырех последних песен" Рихарда Штрауса, исполнение которых прославило певицу.

Великолепен был и финальный аккорд фестиваля - дуэт двух "голосов уникального тембра" - сопрано Джесси Норман и скрипки Страдивари в руках Владимира Спивакова.

РИА 'Новости'

Обсудить