Сейчас нет объективных оснований говорить, что в стране возможен экономический кризис

На вопросы корреспондента "ПРАВДЫ.Ру" отвечает депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Виталий Шуба

- Виталий Борисович, к сожалению, до сих пор в стране происходят забастовки учителей, транспортников, шахтеров. В то же время многие экономисты говорят о стабилизации экономической ситуации. Так в чем же дело? Вы работаете в третьем составе Думы и все эти годы занимаетесь государственным бюджетом. Как вы считаете, возможно ли, что причина в несоответствии нашего бюджета современным требованиям?
- Что касается забастовок на уровне регионов, служащих муниципальных образований, они были в предыдущие годы и, к сожалению, есть и в нынешнем году.
В 2002 году в соответствии с федеральным законом, увеличена заработная плата работникам бюджетной сферы на 89%, это произошло с 1 декабря 2001 года.
При распределении налогов между Федеральным центром и регионами относительно 2001 года, ни один процент ставки налогов не был изъят из регионов. Регионы получили ту доходную базу, которую имели в 2001 году.
При этом Федеральный центр принял ряд решений, которые укрепляют доходную базу бюджета. Было передано 15% ставки земельного налога, была проиндексирована в два раза ставка (водного лодного?) налога, были проиндексированы акцизы. Это, на мой взгляд, укрепляет финансовую основу регионов.
В стенах Государственной Думы было принято решение создать Фонд финансирования социальных расходов и на эти цели направить 17 млрд. рублей. Эти деньги должны пойти в помощь регионам, чтобы они могли с помощью Федерального центра повышать заработную плату.
В июле месяце были приняты изменения и дополнения к Закону о Федеральном бюджете на 2002 год. 10 млрд. рублей дополнительно было выделено регионам за счет средств Федерального бюджета. В нынешнем году на регионы выделено 20 млрд. рублей бюджетных ссуд и возврат этих ссуд отодвинут на 1 ноября 2003 года.
Можно отметить, что выплата повышенной заработной платы это забота как федеральной, так и региональной власти. Из Федерального бюджета финансируются федеральные бюджетники, а из региональных бюджетов, те, которые непосредственно замыкаются на региональный бюджет.
В основном сегодня сложности есть у муниципальных образований в части выплаты повышенной заработной платы. Распределение доходов между областным или краевым центром и муниципалитетами уже осуществляются региональными администрациями и законодательными собраниями Субъектов Российской Федерации. Как там происходит распределение? Мне думается, там идет перетягивание налогового одеяла на региональный бюджет.

- То есть можно сделать вывод, что царь хороший, а местные наместники воруют?
- Я бы не сказал, что воруют. Мы говорим о том, как выстраиваются межбюджетные отношения между Федеральным центром и регионами. Повторю еще раз, что регионам оставлена вся доходная база, которая была в 2001 году, дополнительно предано ряд федеральных налогов. Прямая финансовая поддержка оказана в 26 млрд. рублей из раздела финансовая помощь бюджету других уровней и выдано 20 млрд. рублей бюджетных ссуд.
В регионах распределяются доходы между региональным центром и муниципальными образованиями. Здесь заключается одна из проблем.

- Что это за проблема?
- Проблема в том, что более доходов забирает на себя уже региональный центр.

- Как можно решить эту проблему?
- Было бы правильно, когда проводится такое масштабное мероприятие как резкое повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, выплату заработной платы работникам образования на уровне регионов было бы правильно завести не на муниципальный, а не региональный уровень. Чтобы эти обязательства нес региональный центр. Почему? Первое, размывается ответственность.
У меня на территории 37 муниципальных образований, они разные по доходному потенциалу. Есть территории доноры, есть реципиенты. На мой взгляд было бы более разумно завести выплату заработной платы работникам образования на региональный уровень.
Что касается здравоохранения, то здесь это сделать гораздо сложнее, потому что оно финансируется из тех источников. Это бюджетные средства, фонд обязательного медицинского страхования и они имеют возможность предоставлять платные услуги.
В этой ситуации на муниципалитетах была бы ответственность за финансирование коммунального хозяйства.

- То есть вы считаете, что самоуправление сейчас не нужно?
- Я говорю, что финансировать заработную плату работникам образования, а все остальное оставить муниципалитетам.
Если сегодня взять муниципальный бюджет, то его можно поделить на несколько частей. Одна треть идет на финансирование образования, другая на здравоохранение и последняя часть на коммунальное хозяйство.

- Можно ли повысить налоги тем, кто сейчас занимается бизнесом, особенно это относится к крупным бизнесменам и олигархам?
- Я считаю этот подход неверным потому что повышение налогового бремени не должно быть. Реформа, которая сейчас проходит у нас в стране — это снижение налогового бремени. По принятию в полном объеме Налогового кодекса полагаю, что произойдет снижение налоговой нагрузки. Это приведет к экономическому росту и увеличению налогооблагаемой базы.
Теперь о налоге на доходы физических лиц. Многие задают вопрос: Почему олигархи и рядовые граждане платят со своих доходов 13%? Граждане с низкими доходами имеют серьезные налоговые вычеты, то есть реальная налоговая нагрузка у них получается ниже 13%. Мы долго спорили, когда принимали такое решение. Сейчас можно сказать, что решение оказалось правильным. Цель была вывести из тени доходы физических лиц. На протяжение двух лет по этому налогу мы имеем рост на 40%.
Конечно, всем хотелось бы платить меньше налогов или не платить их вообще. Но государство регулирует сборы налоговой нагрузки, нам необходимо обеспечивать и финансировать полномочия государства.

- Приемлемо ли, когда обеспеченные люди помогают школам, больницам?
- Меценатство всегда приветствовалось на Руси. Если сегодня такое есть, то я считаю, это очень правильно.

- Многие думают, что помогая таким общественным заведениям, они будут меньше платить налогов?
- Я полагаю, что этого делать не нужно, меценат как раз помогает бескорыстно. У нас это дополнительная поддержка государству.

- Можно ли сказать, что наша экономика укрепляется благодаря тем законам, о которых мы с вами говорим? Некоторые люди говорят, что олигархам сейчас хорошо, а нам среднему классу, не очень.
- Я считаю, что те законы, которые приняты по изменению налогового законодательства, привели к тому, что в стране наблюдается экономический рост на протяжении двух лет.

- Какой рост по сравнению с прошлым годом?
- Экономический рост по сравнению с прошлым годом на 4.2%.

- Вы считаете, что сейчас все происходит правильно?
- Я не могу сказать, что у нас все правильно. Но те решения, которые принимались, в части изменения налогового законодательства привели к тому, что в нашей экономике появился рост.

- Как вы оцениваете действия премьер-министра Касьянова по сравнению с предыдущими премьер-министрами?
- Я бы не хотел сравнивать нынешнего премьера с его предшественниками. Внешний экономический курс и курс страны как политический так и экономический определяет президент. Президент представляет кандидатуру премьера, а Государственная Дума дает свое согласие на назначение.
Сейчас нет объективных оснований говорить, что в стране возможен экономический кризис. Мы имеем положительное сольдо торгового баланса, растет экспорт товаров, растут золото — валютные резервы страны, которые за последние четыре года выросли в 4 раза. У нас есть серьезное долговое бремя и мы сегодня самостоятельно, без привлечения новый займов обслуживаем свой государственный внешний долг.

- За счет чего мы погашаем наш долг?
- За счет собственных финансовых ресурсов.

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Обсудить