Артур Дан: Приговоренные к счастью

Иркутская область среди других 85 субъектов РФ отмечена российским премьером Михаилом Касьяновым за достижения в сфере роста промышленного производства. Журналисты Говорина дружно встрепенулись и начали задавать вопросы оппонентам и конкурентам действующего губернатора на предстоящих выборах. Лейтмотив всех вопросов один - если сам Касьянов подтвердил заслуги губернатора, то о чем спор?

Спор о том вывел губернатор Говорин экономику Иркутской области из кризиса или нет, что по этому поводу говорит государственная статистика, сторонники и оппоненты действующего губернатора, по большому счету беспредметен. В ходе предвыборной горячки все сравнивают социально-экономические итоги пребывания у власти губернатора за последние четыре года с уровнем 1997 года. Но хитроумные показатели макроэкономики, радужные подсчеты показателей роста производства, среднедушевого дохода не имеют никакого отношения к реальному положению человека. Ведь люди это не среднестатистические души. Таких душ вообще нет, а есть лишь одни их бренные тела, которые хотят есть, пить, радоваться жизни, а не страдать от физической и моральной лжи и несправедливости.

А пока одни радостно пользуются ситуацией на мировом рынке природных ресурсов и сбывают нефть, лес, и т.д, а другие и таких большинство, пребывают в тяготах и напряженной борьбе за выживание.

Поэтому оценивать социально-экономическую ситуацию в Иркутской области нужно с позиции человека, стремящегося выжить. /strongЕсли исходить из этой позиции, большинство из нас может считать себя жертвами, как капитала, так и государства. Это утверждение может показаться слишком категоричным, но социально-экономические преобразования последних десяти лет в России во многом осуществлялись за счет нестерпимо низкого уровня жизни населения.

Об этом я уже писал в статье «Путь к поражению», но обстоятельства вынуждают к этому вернуться еще раз.

В 1990 году средняя зарплата в отраслях промышленности Иркутской области составляла 600 долларов, в 2000 году - 140 долларов. При этом численность работающих в промышленности в 2000 году составила 59% от уровня 1990 года, а объем промышленной продукции в долларах США (по курсу) по итогам ушедшего года составил всего 20,9% от уровня 1990 года.

Наши реально располагаемые доходы от уровня 1990 года снизились почти в два раза и составили 55%. Среднедушевой денежный доход в 2000 году в области - 2150 руб., что соответствует 1,7 прожиточных минимумов (прожиточный минимум исчислялся по новой методике). В 1990 году на среднедушевой денежный доход в Иркутской области в 225 рублей в месяц приходилось 3,4 прожиточных минимума. Таким образом, покупательная способность среднедушевого денежного дохода в 2000 году составила 50% от покупательной способности в 1990 году.

За период с 1990 года по 1 января 2001 года инфляция составила 2071800 (два миллиона семьдесят одна тысяча восемьсот)%. То есть рубль подешевел в 20718 (двадцать тысяч семьсот восемнадцать) раз (!). Если принять во внимание деноминацию 1998 года, то покупательная способность рубля на 1 января 2001 года в 20,7 раза ниже, чем в 1990 году (!).

Вспомнить страшно о наших обесцененных сбережениях (один из самых серьезных ударов по уровню жизни) их справедливая компенсация должна учитывать изменение покупательной способности рубля. Конечно, это невероятно, как впрочем, и получить от государства свои сбережения в соотношении рубль на рубль.

А сегодняшний рост стоимости платных услуг, доля которых в наших расходах с 1990 года выросла в пять раз и составляет 28%, еще больше обрушивает покупательнуюспособность рубля. И это связано, прежде всего, с фактическим переходом бесплатных услуг (медицин образования) в платные и темпы роста расходов на них значительно опережают рост наших доходов. И в ближайшей перспективе нас ожидает еще и рост стоимости оплаты услуг ЖКХ, а вот рост наших доходов сомнителен.

Индикатором экономического неблагополучия является увеличение числа бедных, около 40% населения Иркутской области находится за чертой бедности. Но более остро стоит проблема существования голодающих семей. Это семьи, где душевой денежный доход не превышает 40% прожиточного минимума, в 2000 года этой границей стал уровень в 470 руб. в месяц на душу. Доля населения области, проживающего в голодающих семьях, составляет 7,4% (около 200 тысяч человек), что в 1,5 раза выше среднероссийского показателя.

Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ) провел анализ ситуации в области доходов и уровня жизни населения в разрезе федеральных округов в 2000 году. В Сибирском федеральном округе среднедушевые денежные доходы составили 0,8 от среднероссийского уровня, а величина прожиточного минимума - 1,01. В Иркутской области, начиная с 1998 года, прожиточный минимум начал хронически отставать от среднероссийского и это необъяснимое отставание в 2000 году достигло 300 рублей, а прожиточный минимум составил 0,7 от среднероссийского.

Сегодня доходы населения области, да и большинства россиян таковы, что теряют экономический смысл и по своему содержанию являются просто социальным пособием. Это боль России и формальными цифрами, инвестиций, среднедушевых доходов ее не устранить. В Иркутской области разрыв между доходами бедных и богатых увеличился в 18 раз, по России аналогичный показатель составляет 14,8. Социологи утверждают, что при возрастании коэффициента дифференциации до 8 раз начинаются процессы социальной деградации. Сейчас о демографическом кризисе не слышал только ленивый, он обусловлен бедностью, плачевным состоянием молодой семьи. Заболеваемость населения Иркутской области с 1992 выросла в 1,5 раза, количество больных с нарушением иммунной системы и болезнями крови и кроветворных органов выросло в 3 раза. Отчасти это объясняется и изменением рациона питания. По потреблению молока и молочных продуктов область занимает 64 место в России (Красноярск –26, Читинская область –39). По потреблению мяса и мясопродуктов 37 место (Красноярск 17, Читинская область –25).

Поэтому, кроме радостных отчетов губернатора о росте экспортных производств и наполнении бюджета да развешенных табличек с именем действующего губернатора на «прославленных объектах», население ничего не услышало.

В какой плоскости будут лежать попытки нового губернатора в предстоящие четыре года поднять уровень жизни населения области?

Длительное время экономика области развивалась в интересах транснациональной корпорации под названием СССР. Сегодня Иркутская область представляет наглядный пример экономического парадокса: будучи одной из самых мощных регионов по величине промышленного потенциала (11 место среди субъектов РФ), она значительно отстает по уровню материального благосостояния населения (54 место по показателю социального самочувствия). Рост сырьевого экспорта предприятий области в последние годы, дает весомую прибавку в региональный бюджет, но радости и оптимизма, как видим, у населения не вызывает. Страна уже один раз обожглась на шальных нефтедолларах! Нынешняя благоприятная конъюнктура чревата повторением тех же ошибок.

Артур ДАН

Обсудить