Как зажигаются звезды на MTV: поэзия и проза

Нравится нам это, или нет, но в современной поп-музыке предложение на 100% определяет спрос, или, как сказал один из столпов отечественной эстрады, “народ всё сх?вает”. Нарушена причинно-следственная связь между популярностью артиста и вероятностью его появления на радио и телевидении – мы воспринимаем как данность тех, кто мелькает на экране, не задумываясь о “легитимности” их попадания в эфир. Шоу-бизнес превратился в абсолютно замкнутую систему, когда “свои поют для своих”, “кумиры” вручают самим себе премии, а пропуском на ТВ-Олимп является немалая плата за попадание в ротацию.

  Так функционирует любой бизнес в эпоху пресловутого пост-модерна – популистская, “виртуальная” картинка для общественности и жесткие финансовые правила приема в “свой” круг на самом деле. И все было бы хорошо, если бы не циничное оправдание любого музыкального убожества его “популярностью” у зрителя/слушателя. Это – вполне естественное стремление людей, поставивших все с ног на голову, доказать народу, что на самом деле он слушает тех, кого сам выбрал, и кого достоин. Но это стремление естественно с точки зрения их самосохранения – при чем здесь мы, простые любители музыки?

 С тех пор как появился российский шоу-бизнес, то есть большую половину 1990-х, подход к отбору новых исполнителей на телеканалах был сугубо коммерческим – шанс их попадания в эфир был прямо пропорционален заплаченной сумме денег. В этом был даже определенный шарм – “шоу-бизнес” воспринимался как неотъемлемая часть “романтического” капитализма начала 1990-х с эстетикой “чистогана”, гипертрофированным “экономизмом” отношений и просто цинизмом. Пост-советский зритель, как завороженный, смотрел на новую, “западную” реальность: “Вот он какой, северный олень!” Проворные же “артисты” и “продюсеры”, расправив локти, уселись на этой компостной куче, зорко следя за посягательствами на свой кусок пирога.

 Залог жизнеспособности вышеописанной системы – постоянная смена “картинки”, иллюзия перемен, борьбы за лучшее качество, за “профессионализм”. Следовательно, согласно законам жанра, вскоре возник спрос на “честность” – в противовес халтуре проплаченных звезд “пластмассового” попса. Нашлась и структура, удовлетворившая этот спрос, – MTV.

 Первые успехи телеканала действительно обнадеживали: большая ротационная комиссия была залогом непопадания в эфир «отстоя»; нет-нет да и встречались настоящие открытия вроде донецких «Запрещенных барабанщиков». Можно было только умилиться, если бы не воцарившаяся после недавней смены руководства канала до боли знакомая монотонность репертуара – правда, теперь под флагом “русского рока”. Меланж блатных аккордов и синти-попа 80-х сменился на те же три аккорда не менее устаревших брит-попа и гранжа – так проще поддерживать видимость “шлягерности”. Зная современную российскую рок-сцену, смею утверждать, что пэтэушные “оазисы” представляют далеко не весь спектр нашей музыки. В чем же тогда дело, если кредо канала – принципиальная неангажированность и культ таланта?

 Слухи о выдуманном на MTV «ноу-хау» в области платной ротации ходят уже давно. Якобы отдел “Artists & Talent” сразу, без прослушивания отсылает новичка в одну крупную звукозаписывающую компанию, где ему предлагают заключить с ней эксклюзивный контракт, обещая взамен 100% гарантию попадания в эфир. О том, что все это время он имеет дело с одной и той же конторой, клиент даже не догадывается – вот вам и закамуфлированная платная ротация!

 Возможность таких «технологий» напрямую зависит от степени коллегиальности принятия решений в ротационной комиссии. Можно считать это совпадением, но недавно она была существенно сокращена, превратившись, по сути, в узкий “междусобойчик”.

 Однако, как говорится, “не пойман – не вор” – вот автор этой статьи и решился на собственное журналистское расследование теневых схем “стар-мейкеров”.

 Проверяя гипотезу, я позвонил в отдел “Artists & Talent” MTV. Говорившему со мной человеку по имени Дмитрий Кононов я представился директором провинциальной рок-группы, желающей попасть на “лучший в России музыкальный канал”. Все упомянутые слухи полностью подтвердились.

 Конечно, сложно упрекнуть людей с MTV в желании заработать денег, но давайте тогда называть вещи своими именами – без спекуляций на “честности” и без претензий на какую-то культурную “миссию”. Нынешняя ситуация квази-конкуренции только вредит развитию популярной музыки в России и убивает у молодых исполнителей последнее желание двигаться вперед. Пусть уж лучше будет честная попса и честный андерграунд – теперь без кавычек.

 

  Кирилл Милославский.

Новости на ту же тему на Лентах.Ру "> Новости на ту же тему на Лентах.Ру

Обсудить