Таймырский Губернатор Собрался в поход

Губернатор Таймыра Александр Хлопонин продолжает стремительное продвижение по городам и весям Красноярья. Жители краевого центра и его окрестностей все более отчетливо понимают, что этот поход является не визитом с целью решения экономических и финансовых проблем, существующих между краем и округом, а политическим наступлением. Сам Александр Геннадьевич давно является крупным и известным политиком, резко отличающимся от большинства коллег в регионе тем, что старается не вступать в конфликты, а договариваться с оппонентами даже в самых острых ситуациях.

  Вчера главной целью хлопонинской атаки стало здание краевой администрации. Ранним утром журналистам удалось перехватить его на этажах огромного дома на красноярском Проспекте Мира в обществе исполняющего обязанности губернатора Николая Ашлапова. Пятиминутное интервью таймырского главы заставило красноярцев взглянуть на собственное будущее с несколько большим оптимизмом, чем еще днем раньше: он сказал, что Таймыр понимает, что край столкнулся с тяжелой ситуацией в экономике и финансах, и готов рассмотреть возможность скорректировать распределение бюджетных средств между краем и округом в пользу южного соседа.

 Однако гвоздем программы стало короткое, но весьма энергичное и содержательное выступление Александра Геннадьевича на слушаниях в Законодательном Собрании, посвященных бюджетному кризису. Там господин Хлопонин повторил слова о готовности помочь краю. Но у тех, кто слушал его в зале заседаний ЗС и смотрел по краевым телеканалам, почему-то не возникло впечатления, что хозяин таймырской тундры вдруг решил заняться благотворительностью. Ашлапов, его заместители и участвовавшие в мероприятии депутаты довольно нудно перечисляли беды, обрушившиеся на Красноярье, а также доказывали друг другу, что они-то всеми силами противостояли невзгодам, в которых виноват федеральный Центр, злые министры, политические оппоненты, падение цен на мировых рынках и тому подобные стихийные бедствия. Каких-либо мер по преодолению кризиса выступавшие почему-то не предлагали, кроме нескольких весьма экзотических. Так, сам Ашлапов выступил со странной идеей закрытия сельскохозяйственного рынка региона от конкурентов-соседей, а один из депутатов, фамилию которого называть не хочется, сказал, что красноярские чиновники должны, как в старые добрые советские времена, месяцами сидеть в Москве, выбивая необходимые краю деньги.

 В целом выглядело все это довольно жалко. Взорвал ситуацию, как легко догадаться, таймырский губернатор: фактически он, не называя фамилий, обвинил краевое руководство в неумении управлять экономикой. Хлопонин, в частности, весьма эмоционально выразил удивление: как это дефицит краевого бюджета достиг чудовищной цифры в 9 млрд. рублей, почему, собственно, нет денег на зарплату бюджетникам? Он прямо сказал то, о чем думают многие – причины красноярского провала лежат вне области экономики, они политические. Наперекор краевым политикам, привыкшим обвинять во всем Москву, глава Таймыра заявил, что понимает мотивы министров, лишающих депрессивные регионы права самостоятельно распоряжаться средствами, полученными от Центра. По мнению Александра Геннадьевича, это нормально: если руководители субъектов Федерации довели подведомственные территории до плачевного состояния, было бы легкомысленно доверять им право распоряжаться деньгами.

 Но особый упор Хлопонин сделал на другое: он, сказав, что считает экономическую ситуацию катастрофической, предложил создать краевое правительство, своего рода антикризисный штаб, который в течение двух-трех недель должен разработать программу выхода из кризиса, а затем немедленно приступить к ее осуществлению. Такое правительство, по его мнению, должно будет работать на подъем экономики региона вне зависимости от результатов выборов 8 сентября. Александр Хлопонин в сжатой форме обозначил стратегию, которая может стать инструментом экономического роста: необходимо определить отрасли, в которых можно относительно быстро добиться успеха (в качестве таковых он назвал тяжелое машиностроение, цветную металлургию, разработку недр и сельское хозяйство), и точки роста, то есть конкретные предприятия и районы, куда уже сейчас следует вкладывать деньги.

 То, что озвученные Хлопониным тезисы являются ничем иным, как предвыборной платформой, было ясно всем, кто слушал его выступление. И вопросы на тему участия главы Таймыра в грядущих губернаторских выборах, звучавшие в течение вчерашнего дня, уже не имели значения. Особенно это стало ясно в городе атомщиков и ракетостроителей - Железногорске, бывшем «почтовом ящике», который красноярцы до сих пор называют просто «девяткой» - согласно присвоенному полвека назад порядковому номеру. Беседуя с руководителями городских предприятий, Александр Геннадьевич говорил, что хочет узнать настроения жителей красноярского края и его элиты, чтобы решить для себя, стоит ли ему выдвигать свою кандидатуру. Забегая вперед, надо отметить, что элита, во всяком случае железногорская, принимала Хлопонина как родного.

 С руководителями предприятий обсуждались стратегические проблемы, и в первую очередь промышленная политика края. Говорили о краевом бюджете, о проблемах крупной индустрии, о развитии малого и среднего бизнеса. Иными словами - о том, что далеко выходит за рамки взаимоотношений между Таймыром и Красноярском. Речь шла о судьбе всего огромного региона, и это было понятно всем.

 А с городскими журналистами Хлопонин, естественно, говорил о выборах. От прямого ответа по поводу участия в выборах он опять уклонился, но на сей раз так, что ни у кого не осталось сомнений - на выборы он пойдет. Иначе зачем было ему колесить по краю, встречаться с массой людей, излагать явно программные тезисы, весьма далекие от таймырской реальности и проблем межбюджетных отношений?

 Правда, Александр Хлопонин свое нежелание говорить о выборах мотивировал довольно четко: во-первых, напомнил, что должен подумать, удастся ли ему обеспечить выполнение намеченных планов по развитию Таймыра, которые далеки до завершения. Во-вторых, таймырский губернатор задал вопрос: а не воспринимают ли его на юге Красноярья как чужака? Ведь действительно, его нередко именуют олигархом, москвичом и прочими словами, которые среди части красноярцев звучат как ругательства. Но, похоже, в этих вопросах есть доля лукавства: противники у главы Таймыра, как и у всякого политика, конечно, есть, но считать чужаком человека, десять лет проработавшего в Норильске и на Таймыре трудно. А называть олигархом того, кто избран руководителем одного из субъектов Российской Федерации, - несерьезно.

 На красноярском горизонте появился очередной претендент на губернаторский пост, и вчерашний день был посвящен тому, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в том, что кандидат он серьезный. Вряд ли даже самые ярые противники чужаков и олигархов осмелятся бросать камни в того, кто умудрился заручиться поддержкой недоверчивых жителей Крайнего Севера, подняв из руин экономику красноярского Заполярья. И дай Бог, чтобы борьба между ним и двумя другими претендентами на красноярский престол – спикером краевого парламента Александром Уссом, мэром Красноярска Петром Пимашковым и таймырским губернатором была корректной. Такой необычный для Красноярского края ход кампании вполне возможен; по крайней мере, сам Александр Геннадьевич упорно и публично демонстрирует симпатии к завтрашним оппонентам и готовность работать и общаться с ними. Эта редкая в енисейских широтах толерантность, в свою очередь, может принести Александру Хлопонину дополнительные голоса тех, кто придет на избирательные участки 8 сентября.

 

 "Правда.Ру"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *