СЕРГЕЙ МИРОНОВ:"ПИТЕРСКАЯ КОМАНДА" ПУТИНА - ЭТО МИФ" - 28 мая 2002 г.

До визита в Архангельскую область Сергей Миронов официальных поездок по регионам России в качестве председателя Совета Федерации еще не совершал. И то, что именно с Поморья спикер верхней палаты парламента начал свои рабочие поездки по стране, говорит о многом.

 Буквально перед самым визитом в Поморье С. Миронов побывал в Закавказье, встретился с парламентариями и президентами Армении, Азербайджана и Грузии. Сразу же у политиков возник термин “закавказская инициатива Миронова”. Теперь такие встречи будут проходить не реже, чем раз в три месяца.

 Вчера Сергей Михайлович посетил Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат, музей деревянного зодчества Малые Карелы, архангельский порт. Но главной целью его визита был Северодвинск. На Севмашпредприятии С. Миронов побывал в заводском музее, в производственных цехах, провел плодотворную беседу с директоратом крупнейшей в Европе военной верфи. Сергей Михайлович, по его собственному признанию, восхищен действиями гендиректора Севмаша, Героя России Д. Пашаева, которому, несмотря на трудности последних лет, удалось сохранить высококвалифицированные кадры, основные производства. А “Звездочку” С. Миронов назвал “одним из самых перспективных крупных предприятий России, которое умеет искать пути выхода из трудных экономических ситуаций”. Там он посетил уникальное алмазное производство, стапеля, встретился с руководителями и рабочими.

 На прошедшем сегодня утром совещании в администрации области архангельский губернатор А. Ефремов изложил свое видение проблем, стоящих перед регионом, а С. Миронов пообещал, что приложит все усилия для их решения. Приоритеты, как можно было понять на пресс-конференции, состоявшейся сразу же после совещания у губернатора, таковы: на первом месте оборонно-промышленный комплекс, затем лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, морской транспорт, энергетика.

 На пресс-конференции в овальном зале обладминистрации собрались представители многих центральных и практически всех местных СМИ, что свидетельствует о высочайшем интересе к визиту. Вопросы, как и следовало ожидать, начались с проблемы государственных задолженностей региону.

 — Когда государственный бюджет выплатит почти полмиллиарда рублей Севмашпредприятию за работу по строительству АПЛ “Гепард”, сданной флоту еще в минувшем году?

 — Давайте конкретизируем: не госбюджет должен, а министерство обороны! Эти средства были прописаны МО в бюджете на 2002 год, своевременно выделены. И, надеюсь, все-таки будут переведены Севмашу. Кстати, в начале июня в Северодвинск приезжает министр обороны С. Иванов (здесь губернатор А. Ефремов, улыбаясь, добавил: “Наверно, и деньги Севмашу тогда же привезет!” — А.М.)...

 — Заметно, что при решении кадровых вопросов президент В. Путин более благосклонен к выходцам их Санкт-Петербурга. Не может ли это сказаться на лоббировании интересов именно Питера? Например, при получению заказов, в том числе экспортных, верфями Питера, а не, скажем, того же Северодвинска?

 — Вряд ли этот вопрос актуален... Такого лоббирования нет и не может быть! Люди, попадающие во власть, вообще не имеют права на, как вы говорите, лоббирование. А то, как президент подбирает команду, свидетельствует лишь о том, что у себя в команде он хочет видеть людей, о которых лично знает, что они проверенны реальным делом. Кстати, и то, что президентская команда формируется в основном из выходцев из города на Неве, лишь миф. Это не так, есть люди отовсюду.

 — Недавняя встреча президентов России и США показала, что наша страна стремится к установлению хороших отношений с НАТО...

 — Безусловно. Мы не имеем права вступать в конфронтацию с какими-либо международными организациями. Кстати, в Уставе НАТО записано, что военному решению любого вопроса должно предшествовать решение политическое. Почему бы России не участвовать в принятии политических решений такого высокого уровня?

 - Ваше отношение к недавнему исключению из КПРФ “непокорной тройки” ее видных членов, занимающих высокие посты в Государственной Думе?

 - Не думаю, что это подорвет рейтинг коммунистов… У КПРФ есть свой электорат, который ориентируется не столько на персоналии, сколько идеологические установки. Ну, а то, что трое коммунистов, исключенных из партии, остались работать в Думе – совершенно правильно. Они великолепные специалисты, пусть трудятся на благо России.

 - Изменилась ли концепция развития России при новом президенте?

 - После избрания нового Президента России политика нашего государства стала обретать четкие контуры и системный характер. Произошли значительные изменения практически во всех сферах жизни общества. Сегодня признаки его выздоровления налицо. Они в консолидации власти, в некотором оживлении экономики, в постепенном восстановлении реальных доходов населения, хотя и до весьма, откровенно скажу, скромного уровня 1993 года. Более заметны признаки выздоровления в политической сфере — в наметившемся повороте от отчаяния к надежде в массовом сознании, в довольно высоком уровне доверия граждан к верховной власти.

 Между тем нас не могут сегодня удовлетворить существующие темпы развития экономики и социальной сферы. По мере решения наиболее острых проблем кризисного состояния страны возникают новые вопросы перехода к устойчивому развитию во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Масштабные задачи такого характера поставлены Президентом России на ближайший год и на последующую перспективу.

 Большинство из них имеют как общефедеральное, так и региональное измерение, а, значит, относятся ко всем нам самым непосредственным образом. Важно сделать так, чтобы государственный аппарат стал действительно эффективным инструментом обеспечения национальных интересов.

 Необходима последовательная административная реформа, в результате которой были бы отсечены избыточные функции государства, порождающие рост бюрократии и коррупции. С преодолением тенденций дезинтеграции страны возникают новые задачи укрепления подлинных начал федерализма и местного самоуправления. Жизненно необходимы сложные реформы естественных монополий в сфере топливно-энергетического комплекса и железнодорожного транспорта, а также жилищно-коммунального хозяйства.

 Следует признать, что, к сожалению, выздоровление общества до сих пор не стало окончательным и бесповоротным. Сохраняется и даже возрастает опасность кризисных рецидивов. Она в таится в сохраняющихся экономических диспропорциях, в растущем и ставшем хроническим разрыве между бедностью и богатством, разрастании бюрократических структур, которое, однако, не сопровождается эффективностью его управления.

 -Почему именно Поморье вы посетили первым для визита в качестве председателя Совета Федерации?

 -В Архангельской области, как в зеркале, отразились многие острые, злободневные проблемы страны, от решения которых зависит судьба всего нашего Отечества.

 Первое. Это проблемы оборонно-промышленного комплекса. Необходимо предпринимать самые энергичные усилия, направленные на его сохранение и дальнейшее интенсивное развитие. В этом плане Архангельская область обладает, как известно, огромным материальным, организационным и, пожалуй, что самое важное, уникальным интеллектуальным потенциалом. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы он был впустую растрачен, попросту разбазарен.

 Администрации области, руководителям предприятий удалось многое сделать для сохранения оборонно-промышленного комплекса, его производственных мощностей и разработанных современных технологий. Преодолен спад и начался рост объемов производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса города Северодвинска. За два года достигнуто значительное увеличение государственного оборонного заказа. В 2001 году он обеспечивал загрузку предприятий примерно на 70%. Активизировалась инвестиционная деятельность предприятий оборонно-промышленного комплекса. Крепнут их деловые связи с фирмами США, Великобритании, Норвегии, Голландии, Дании и других стран.

 Но успокаиваться, конечно же, рано. Предприятия оборонно-промышленного комплекса продолжают работать далеко не в полную мощность. Государственный оборонный заказ 2002 года, к сожалению, определен для “Севмашпредприятия”, как и для большинства предприятий ОПК, на уровне прошлого года (и это без учета инфляции). На предприятиях области накоплен значительный опыт гражданского судостроения, но он используется в основном для строительства судов по заказам зарубежных компаний.

 Впрочем, перечисление негативных моментов можно было бы продолжать сколь угодно долго. Однако, и этих вполне достаточно, чтобы понять: предприятия ОПК области уже длительное время находятся в кризисном состоянии, в первую очередь, в связи со снижением объемов финансирования по государственному оборонному заказу.

 Второе. Необходимо дальнейшее освоение и рачительное, рациональное использование поистине огромных природных богатств Архангельской области. Это тоже проблема общая как России в целом, так и всех ее регионов.

 Ваша область изобилует прекрасными лесами, зверем и рыбой. Но есть богатства, которые еще только предстоит освоить: нефть, газовый конденсат, алмазы. Нужны инвестиции, для которых, в свою очередь, необходимы соответствующая правовая база, политическая и экономическая стабильность, резкое снижение уровня деловых рисков.

 Третье. Еще одна проблема, без решения которой невозможно прогрессивное, демократическое развитие нашей страны. О ней, по-видимому, следовало бы сказать в первую очередь. Речь идет об унизительном, буквально нищенском положении большинства наших сограждан. Это, увы, в полной мере относится и к населению Архангельской области, В богатейшем регионе, внесшем и продолжающим вносить неоценимый вклад в процветание страны, приумножение материального могущества и интеллектуального потенциала нашей Отчизны, более 60% населения имеют денежные доходы на уровне ниже прожиточного минимума.

 И, несмотря на это, жители области продолжают самоотверженно трудиться. Невзирая на тяготы и невзгоды, они стремятся сохранить и увеличить великое достояние, созданное трудом всей нации.

 Означенные и многие другие проблемы мы сможем решить только общими усилиями, предпринимаемыми как на уровне федерального центра, так и на уровне области.

 Прежде всего, позвольте мне, как Председателю Совета Федерации, заверить вас в том, что я и мои коллеги будем отстаивать во всех властных структурах и на всех уровнях интересы оборонно-промышленного комплекса страны и в том числе предприятий ОПК Архангельской области, ибо убеждены, что без возрождения его мощи невозможно возрождение России. В этой связи при рассмотрении бюджета на будущий год мы будет настаивать на существенном увеличении государственного оборонного заказа. Поэтому мы просим вас датьнам соответствующие научно-обоснованные, хорошо аргументированные, четко выверенные расчеты и обоснования.

 В 1999 году был подготовлен и принят в первом чтении Федеральный закон “О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации”. Этот закон чрезвычайно важен для Архангельской области. Ведь судостроительные предприятия вашего региона - это более четверти мощностей отрасли всей России. В законе детально определены функции органов исполнительной власти как федерального уровня, так и субъектов федерации в области государственной поддержки судостроительной промышленности.

 Принятие данного закона имеет решающее значение для привлечения внебюджетных источников финансирования (кредитов зарубежных и российских инвесторов) с целью резкого увеличения объемов строительства новых судов на предприятиях, в том числе и вашего региона. Мы в Совете Федерации знаем, что в 2001 - 2002 годах руководство предприятий и администрация области неоднократно и вполне обоснованно обращались в Государственную Думу и Правительство о необходимости дальнейшей доработки и скорейшего принятия этого закона. Последнее обращение в Правительство было сделано в январе этого года.

 Обещаю, что мы поддержим ваши усилия, поскольку считаем, что принятие этого закона существенным образом улучшит ситуацию в судостроительной отрасли России.

 -Чем Совет Федерации нового созыва отличается от “старого”?

 -Мы поставили перед собой три стратегические задачи: систематизацию всего законодательства, государственное законодательное планирование, координацию законотворческой деятельности с субъектами Федерации.

 К концу этого года сформируем пятилетний план законотворчества для всей Российской Федерации, куда войдут инициативы и Президента, и Правительства, и депутатов Государственной Думы, и Совета Федерации, и субъектов Федерации,

 Перед нами также стоит непростая задача — выступить ведущим субъектом права законодательной инициативы в сферах, отнесенных статьей 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В отличие от Государственной Думы Совет Федерации обладает таким конституционным правом. Однако на практике оно используется явно недостаточно. Нас не может также удовлетворить уровень и результативность участия региональных законодательных органов в федеральном законотворчестве.

 С целью объединения усилий верхней палаты парламента и региональных законодательных органов в законотворческом процессе на прошлой неделе учрежден Совет по взаимодействию Совета Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в состав которого вошли руководители этих органов.

 Рождение нового консультативно-совещательного органа одобрил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, принявший участие в совещании с региональными законодателями у нас на Большой Дмитровке. Накануне совещания мы обсуждали с ним эту проблему.

 Президент отметил важность создания всеобъемлющей и совершенной правовой базы в стране. Он поставил задачу перейти в законотворческой работе от писания законов “по ситуации” к концептуально осмысленной, на плановой основе, хорошо скоординированной совместной работе законодателей всех уровней, которая должна быть нацелена на решение стратегических задач.

 Владимир Владимирович Путин в своем выступлении на совещании определил основные направления законотворческой деятельности, которые, по его словам, особенно важны для строительства новой российской государственности. Главные из них - более четкое разграничение полномочий между уровнями власти и развитие местного самоуправления, которое сегодня “становится одним из важнейших направлений государственной политики”.

 Президент по итогам встречи с местными законодателями подписал изменение в закон о принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерального центра и субъектов Федерации. Теперь проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после их внесения в Государственную Думу будут направляться в региональные органы власти, которые должны представить свои экспертные отзывы о них в Думу в течение месяца.

 Новый консультативно-совещательный орган будет собираться по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Между его полугодовыми собраниями будет работать президиум, сборы которого планируются раз в квартал. Мы договорились с президентом, что первое заседание совета состоится осенью в Кремле. Решен и такой, казалось бы, технический, но самом деле очень важный вопрос - о свободном проходе местных законодателей во все федеральные учреждения в Москве.

 Так что, уважаемые коллеги, можно вполне резонно говорить о том, что совет законодателей может получить такой же статус, что и Госсовет. Кстати, Владимир Владимирович положительно отнесся к предложению о том, чтобы новый орган работал под президентским патронажем.

 В связи с этим нам представляется, что проблемы недостаточной эффективности участия субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе могут быть в значительной степени устранены. С одной стороны, это будет достигнуто за счет вынесения на обсуждение Совета законодателей наиболее значимых инициатив регионов и выхода, в случае их согласованной поддержки, на разработку совместных законодательных инициатив Совета Федерации и региональных парламентов. А с другой стороны, - за счет сопровождения таких законопроектов на всех этапах их прохождения силами Совета Федерации. То есть, теперь региональные законодательные органы могут воспользоваться в прямом смысле слова всей структурой Совета Федерации.

 Кстати, я специально внес в наш Регламент такую норму: если есть инициатива субъекта Федерации, пусть даже не федеральная инициатива, а ваш местный архангельский законопроект по предметам совместного ведения, профильные комитеты и комиссии Совета Федерации обязаны его рассмотреть. У нас сильное правовое и аналитическое управление. И еще я обращаюсь с такой информацией к коллегам-депутатам: если вам необходима какая-либо справка, какие-либо сведения по вопросам общегосударственного значения, вы можете обращаться ко мне, и такая справка вам будет предоставлена. Силы и возможности у Аппарата Совета Федерации для этого есть.

 Уже после пресс-конференции "Правде.Ру" удалось задать спикеру СФ вопрос, касающийся пенсионного обеспечения работников ГРЦАС (об этом просили северодвинские почитатели нашего сайта): сталкиваются лбами сразу несколько законов, в начислении пенсий есть проблемы. В понедельник на “Звездочке” председатель профкома Михаил Гмырин передал Сергею Миронову пакет документов с предложениями по пенсиям работников особо опасных производств ГРЦАС, живущих к тому же на Крайнем Севере. Сергей Михайлович обещал лично заняться этим вопросом в ближайшее время и дать ответ через члена СФ от Архангельской области Юрия Сивкова.

 

 Андрей МИХАЙЛОВ,

 Специально для "Правды.Ру",

 Архангельск

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *