Михаил делягин: кандидаты в депутаты должны публично отказываться от применения "черного пиара"

1. Качественное отличие глобализации от предыдущего периода - формирование сознания как наиболее эффективный вид деятельности человека. Это налагает на занимающихся им огромную ответственность: формирование сознания должно быть добросовестным, не состоять в обмане или манипуляциях. Иначе неизбежна смерть демократии - не как совокупности институтов, но как средства учета государством целей и интересов, существующих в обществе.

Системы управления и без того теряют эффективность, так как сформировались в доинформационную эпоху. Информационные же войны и орудие их ведения - "черный пиар" - дополнительно, а часто и полностью дезорганизуют общественное управление.

"Информационные войны" - наркотик для сознания и психики общества, которые приучаются жить в параллельном, более ярком и увлекательном мире. В итоге общество становится неадекватным, теряет управляемость; возникает хаос, который может стать самоподдерживающимся.

Кроме того, сознание общества быстро приспосабливается к "черному пиару", и политтехнологи решают проблему не изощренностью, а нарастающим усилением воздействия. Они технологически обречены на применение нарастающих по своей мощи и разрушительности методов воздействия: от критики к скандалам, а затем и к имеющим высокий общественный резонанс террористическим актам. Новая волна терроризма в мире (взрыв на Украине во время выборов, взрыв московских домов, теракт 11 сентября) носят выраженный характер информационного воздействия на общество (хотя в ряде случаев, как в Москве, эффект был плохо просчитан террористами и, вероятно, был противоположен намечаемому).

2. Ярчайший пример разрушительного потенциала "информационных войн" - рубеж 80-90-х годов в СССР, когда советская интеллигенция, - наиболее образованный и компетентный слой общества, - поддержав демократизацию политики и либерализацию экономики, фактически совершила самоубийство, уничтожив и свою страну.

Новейший пример - сибирская язва в США. Тот, кто рассылает ее споры по почте, любит Америку: он хочет напугать ее, ввести в истерику, в которой общество, как и человек, легко управляемо, но ни в коем случае не нанести серьезного ущерба.

В России уже ведутся новые информационные войны.

Мы еще не забыли "книжное дело" 1997 года и вынос нынешним руководителем "Мосэнерго" коробки с полумиллионом долларов из Дома правительства, как навалились действия, по всей вероятности, связанные с атакой на "семью": МПС, МЧС (как основу "партии власти" - чтоб не забывали, кто хозяин), ГТК и, возможно, армию. Имеются в виду не сами следственные действия, - они-то как раз нормальны, - а широкое и вполне тенденциозное освещение их в СМИ. С другой стороны, слух об отставке председателя правления "Газпрома" Миллера может быть расценен как своего рода ответ.

Борьба против форсированного вступления России в ВТО обернулась сжиганием чучела Грефа перед зданием Минэкономразвития, распространением на конференции в ЦМТ открытки "Добро пожаловать в ад" с Грефом и Кудриным в роли чертей, публичным сравнением немца Грефа с немцем Гитлером.

В Москве опять популярен Доренко, который сначала показал, как самолеты таранят здание мэрии, потом стал клясться в приверженности Лужкову и заканчивает походом в депутаты Мосгордумы.

В округе, где я живу, автобусные остановки заклеены ксерокопиями статьи из газеты "Правда" о том, что престарелые демократы из Мосгордумы награждают друг друга должностями, подобно геронтократам времен Брежнева. Еще немного - друг другу начнут по американскому примеру посылать конверты с белым порошком. (Пока готовился данный пресс-релиз, Немцову уже прислали).

3. Для обществ со слабой демократией "информационные войны" носят абсолютно разрушительный характер. Это своего рода "оружие массового уничтожения", которое поражает не только противника, против которого было направлено, но и всю окружающую среду, в данном случае, - социум, заражая его истеричностью и тотальным недоверием (которое парализует и экономический прогресс).

Это позволяет случайным структурам перехватывать рычаги общественного управления и манипулировать практически всем обществом, не имея возможности, а часто и желания оценивать последствия своих действий. Демократия, и даже "управляемая демократия" на порядок лучше закулисного управления, осуществляемого в узко эгоистичных интересах случайной группой лиц при помощи поддержания общества в состоянии перманентной истерики. Между тем такое положение вполне вероятно в условиях хаотического и всеобщего применения технологий "информационных войн".

Необходимо ограничение "черного пиара"; применение его должно стать в общественном сознании позорным и постыдным. Выход - не в законах (нет ничего смешнее проекта закона "Об Этическом кодексе госслужащего", переведенного с западных добровольных обязательств и сводящегося к тому, что чиновник не должен нарушать закон, а должен, напротив, исполнять свои обязанности), но в установлении и укоренении обычаев.

Путь к этому - добровольное публичное самоограничение, которое должно стать модой и правилом: кандидаты в депутаты должны публично (например, в момент регистрации) отказываться от технологий "черного пиара", от "информационных войн". Как минимум это будет выгодно кандидатам, страдающим от нехватки средств: такое заявление даст им некоторое преимущество перед относительно богатыми кандидатами, охотно финансирующими "информационные войны".

На первом этапе для возникновения обычая сделать подобное заявление может предлагать Центризбирком (важно, что за отказ кандидат в депутаты не должен подвергаться никаким административным санкциям).

Уличенный в нарушении обещания или не давший его будут дискредитированы (как в США человек может отказаться давать показания сенатской комиссии, но в силу обычая это равносильно признанию вины), что создаст моральное ограничение обману и манипуляции.

Соответствующие ограничения в коммерческой сфере - не в политическом, а в деловом "пиаре" - созданы и действуют достаточно эффективно не только во всех развитых странах, но даже в России. Поэтому "пиар" не обречен на "чернуху"; он, может быть, и бывает "белым" и, несмотря на наивность конкретных методов его оцивилизовывания, в целом они работают.

4. Понятно, что это выглядит утопически в России, где два года назад лозунги "Путин и Шойгу - это "Единство"" считались нормой, а один из руководителей "партии власти" официально указывает на необходимость использования представителями партии в исполнительной власти своего служебного положения для обеспечения победы ее кандидатов на выборах (хотя это является прямым нарушением действующего законодательства).

Однако общественное мнение все же влияет на политический процесс, и общество даже в современных российских условиях может навязать свои обычаи самой оголтелой "партии власти", частично цивилизовав ее. Иначе в условиях роста общественных стандартов поведения она будет дискредитирована и обречена на сокрушительное поражение.

ПРАВДА Ру

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить