"Булыжник" - орудие олигарха

Не так давно руководитель пиар-службы олигархической структуры, о которой говорят, что "А и Б сидели на трубе", причем трубе нефтяной и сибирской, выгнал сотрудника. Поводом для увольнения, как говорят (точнее он сам так говорит), оказался какой-то пустяк из разряда "не так на кого-то посмотрел".

В порядке личной мести этот сотрудник увел со стола начальника некий нестандартный документ под грифом "строго конфиденциально". Документ же - нечто среднее между аналитической запиской и планом активных мероприятий,- из которого следует, что олигархическая структура, столь неосмотрительно строгая к личной жизни своих сотрудников, намерена всерьез сменить руководство российских профсоюзов. О чем, впрочем, уже говорилось в прессе. Материал же, который мы решили опубликовать, рассказывает о том, КАК это будет делаться.

Хотя красть, конечно же, грешно.

План организационного и пропагандистского обеспечения смены руководства Федерации независимых профсоюзов России ("Булыжник")

1. Введение. В настоящее время в России отсутствует реальная оппозиция действующей власти, которая смогла бы систематически оказывать давление на власть, заставлять её корректировать свои ошибки и тем самым обеспечила бы подлинно демократическое развитие общества. Левая оппозиция (КПРФ и её союзники) рудиментарна, фактически является реликтом предыдущей исторической эпохи, либеральная оппозиция в чистом виде ("Яблоко", Союз правых сил) - неэффективна в нынешних исторических условиях. Насущной задачей текущего момента является формирование новой, эффективной оппозиции: популистской по форме и либерально-демократической по сути.

Ядром такой оппозиции могли бы стать профессиональные союзы.

Именно акции профсоюзов, направляемые теми или иными политическими силами, сыграли существенную роль в новейшей российской истории (переход от СССР Горбачёва к России Ельцина( 1990 год), коллапс правительства "младореформаторов" (1998 год) и т. д.).

Однако препятствием к этому служит консервативная по отношению к status quo и одновременно сервильная по отношению к власти позиция нынешнего руководства Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Недовольство руководством со стороны существенной части профсоюзной номенклатуры предоставляет реальный шанс обеспечить переизбрание председателя ФНПР (Михаила Шмакова) на IV съезде ФНПР, который, вероятнее всего, состоится в декабре 2001 года, и его замену фигурой, соответсвующей целям данного проекта.

В случае если такое переизбрание не состоится либо если данная фигура выйдет из-под контроля, целесобразно начать процесс конфедерализации ФНПР. Представляется разумным создать на базе ФНПР три профобъединения: работников бюджетных организаций, работников базовых отраслей (ТЭК, транспорт и т. п.) и работников

прочих отраслей промышленности (ВПК, металлургия, машиностроение и т. д.). Такое разделение представляется весьма логичным, поскольку интересы работников этих сфер существенным образом рознятся. Наибольшей политической активности, соответствующей целям проекта, следует ожидать, естественно, от первого и третьего профобъединений.

2. Персональная альтернатива. Представляется целесообразным на первом этапе (ноябрь 2000 - август 2001 года) оказать равное содействие целой плеяде профсоюзных деятелей, желающих и способных занять пост председателя ФНПР. К числу таких деятелей относятся Владимир Щербаков, председатель Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП), Владимир Макавчик, председатель профсоюза работников судостроения, Анатолий Чекис, депутат Государственной Думы (КПРФ), бывший председатель Федерации профсоюзов Кузбасса.

Владимир Шербаков обладает как определёнными многолетними политическими связями (в первую очередь - с группировкой Юрия Лужкова), так и собственной экономической базой, которую реально не контролирует структура, возглавляемая им. Это делает его потенциально менее управляемой фигурой. Кроме того, Щербаков замешан в ряде скандальных историй (профсоюзный павильон на ВВЦ, приватизация методической базы в Салтыковке и т. д.), могущих обернуться для него привлечением к уголовной ответственности. Наконец, преклонный возраст (65 лет) сокращает шансы Щербакова быть избранным на пост председателя ФНПР. В силу этого представляется разумным использовать Щербакова в интересах проекта, однако не в качестве основного кандидата.

Реальные экономические противоречия между ФНПР и ВКП, потенциальные попытки ФНПР усилить контроль за объектами, находящимися в общей собственности, объективно выталкивают Щербакова в группу лиц, активно противодействующих переизбранию Шмакова на пост председателя ФНПР. В рамках данного Проекта Щербаков может быть использован в качестве «псевдосторонней» компоненты, которая будет расшатывать имидж руководства ФНПР обвинениями в экономической некомпетентности и, возможно, личных злоупотреблениях. Кроме того, руководимая Щербаковым ВКП может стать организационным «штабом вооруженного восстания», точкой консолидации антишмаковских сил.

Владимир Макавчик давно проявляет интерес к политической деятельности. Был членом правления Промпартии (Аркадий Вольский), безуспешно баллотировался в Государственную Думу. Энергичный, амбициозный деятель, склонный к конфронтационной политике. Его избрание, несомненно, будет способствовать усилению оппозиционного характера деятельности профсоюзов, что соответствует целям данного Проекта и интересам Заказчика. В то же время, в силу вышеописанных качеств Макавчик не пользуется достаточной популярностью среди руководителей других отраслевых профсоюзов. Целесообразно привлечь для корректировки имиджа Макавчика специалистов в области политической психологии.

В случае если именно он будет принят в качестве основного Кандидата на пост председателя ФНПР в рамках данного Проекта, следует учитывать, что возможное распространение информации о Макавчике как о «профсоюзном предпринимателе» и о находящихся в его собственности пакетах акций ряда предприятий, может нанести существенный ущерб выстраиванию его имиджа «бескомпромиссного профлидера». Поэтому следует осуществить специальный комплекс мер по предотвращению подобных утечек в профсоюзной среде до декабря 2001 года.

Анатолий Чекис в настоящий момент представляется наиболее перспективной фигурой. В 1999 году был внесён в избирательный список КПРФ по предложению Амана Тулеева в рамках согласованного с Заказчиком плана. Поддерживает тесные связи с профсоюзами Сибири, ассоциацию которых он одно время возглавлял, а также с профсоюзом работников АПК (с председателем этого профсоюза Александром Давыдовым Чекис находится в дружеских отношениях). Компрометирующим Чекиса фактом является арест его бывшего заместителя Геннадия Михайлеца, у которого при обыске нашли оружие и золото в слитках. К числу слабых мест Чекиса следует отнести его недостаточную известность на федеральном уровне. Даже будучи депутатом Государственной Думы ФС РФ, Чекис пока остается в тени, тем более что он входит в состав непрофильного для профсоюзного лидера комитета (по общественным объединениям и религиозным организациям). "Раскрутка" популярности Чекиса потребует дополнительных ресурсов.

Следует отдельно учитывать и тот факт, что длительная работа Чекиса в Кузбассе, вне всякого сомнения, оставила существенный след в виде компрометирующих материалов, находящихся в распоряжении главы исполнительной власти области. Данные материалы могут быть востребованы и использованы в предвыборной борьбе противниками Чекиса в случае достижения ими договоренностей с Тулеевым.

На втором этапе (июнь - август 2001 г.) в ходе многосторонних консультаций следует определить основного Кандидата ("коренного") и его формальных соперников, а реальных союзников ("пристяжных").

Исключительно важно при этом, чтобы "коренной" Кандидат был заведомо подконтрольной фигурой, чья лояльна была бы обеспечена наличием у нас на него достаточного количества компрометирующих материалов.

Целосообразно выдвинуть на съезде ФНПР всю плеяду кандидатов с тем, чтобы накануне голосования "пристяжные" сняли свои кандидатуры в пользу "коренного".

3. Основные концептуально-смысловые блоки информационной кампании по дискредитации нынешнего руководства ФНПР.

"РАО ФНПР". Значительная часть фактически государственной собственности оказалась реально "прихватизирована" кучкой профбоссов и используется ими в целях личного обогащения, вопреки интересам как государства, так и рядовых членов профсоюзов. Архиважно при этом напугать профсоюзную номенклатуру слухами о том, что явная коррумпированность верхушки ФНПР якобы вот-вот заставит власти провести полную ревизию собственности, находившейся прежде на балансе ВЦСПС.

"Импотенты". Нынешнее руководство ФНПР некомпетентно (ничего не понимает в современных экономических и политических реалиях) и пассивно (не может и не хочет ничего реально сделать для защиты интересов трудящихся). Таким образом профсоюзные активисты должны убедиться, что линия нынешнего руководства ФНПР ведёт к неуклонному снижению авторитета традиционных профсоюзов. Итогом этого может стать рост влияния альтернативных профсоюзов.

"Подкепочники". Верхушка ФНПР намертво связала себя обязательствами перед политической группировкой мэра Москвы Юрия Лужкова, что им никогда не смогут простить в Кремле. Этот концептуально-смысловой блок рассчитан на восприятие элиты - на удержание её от попыток оказать содействие Михаилу Шмакову и Ко.

"Интриганы". Представляется разумным организовать информационную "утечку" о том, что Михаил Шмаков и его ближайшее окружение заняты не отстаиванием законных интересов трудящихся, а исключительно интригами. В частности, весьма целесообразно опубликовать рассуждения о связи ближайшего окружения Шмакова со структурами, близкими к Заказчику. Это позволит организовать аппаратный конфликт в руководстве ФНПР, а также, что немаловажно, заранее нейтрализовать возможные обвинения в связях с Заказчиком по адресу кандидатов, реально с ним связанных. Эта PR-акция обращена исключительно к аппаратной аудитории. Поэтому важно локализовать распространение данной "утечки". Лучшее всего для этого использовать издание с ограниченным тиражом и постоянной рубрикой, именуемой "Слухи" или что-нибудь в этом роде.

4. Лица кампании. Целесообразно максимально использовать в интересах кампании потенциал таких политически маргинальных, но энергичных и информированных в ряде специфических вопросов многолетних критиков верхушки ФНПР как Александр Водолазов и Юрий Миловидов, а также видных представителей альтернативных профсоюзов (депутат Госдумы Олег Шеин ("Защита труда"), Сергей Храмов ("Соцпроф") и т. д.). Желательно через неявно подконтрольные Заказчику структуры оказать им содействие в публикации литературы, поддержании веб-сайтов и т. д.

5. Организационно-пропагандистский этап кампании, укрепление позитивного имиджа (имиджей) Кандидата (кандидатов). В период выдвижение делегатов на съезд ФНПР (сентябрь - ноябрь 2001 года) целесообразно через союзнически и подконтрольные предпринимательские структуры провести подготовительную с руководством возможно большего числа отраслевых и особенно региональных профобъединений (наименее лояльных по отношению к Шмакову и Ко).

На этом этапе представляется логичным выдвижение Кандидатом

(кандидатами) требований к властям и работодателям, которые вызовут поддержку широких слоев членов профсоюзов, но были бы неприемлемы для нынешнего руководства ФНПР, и разворачивание PR-кампании в поддержку такого рода требований (вплоть до сбора подписей за проведение референдума). Например, можно выдвинуть требование о приведении минимальной заработной платы в соответствие с прожиточным минимумом уже с 1 ноября 2001 года. Опыт показывает, что критика такого рода требований как популистских и по определению нереализуемых на практике не звучит убедительно для широких слоёв населения.

5. СМИ. В кампании целесообразно задействовать следующие общенациональные печатные СМИ, ориентирующиеся на различную целевую аудиторию:

- "Труд";

- "Коммерсантъ";

- "Время-МН";

- "Московский комсомолец" (включая его региональные издания);

- "Независимая газета";

- "Сегодня";

- "Общая газета".

После публикаций в печатных СМИ целесообразно развить те же сюжеты в следующих электронных СМИ:

- ОРТ;

- НТВ;

- ТВ-6;

- "Эхо Москвы";

- Интернет-сайт "Грани.Ру"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить