Канны 2006 - Престижное место для великих режиссеров

С 17 по 28 мая 2006 года состоится 59-й Каннский кинофестиваль . Предлагаем вашему вниманию пресс-конференцию художественного руководителя Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо , которую он дал накануне открытия кинофорума.

- Фестиваль открывается в среду 17 мая внеконкурсным фильмом "Код да Винчи" Рона Хаурда; 18-го, в четверг, начнутся конкурсная программа (Competition) и программа "Особый взгляд" (Un certain regard), которые будут продолжаться до субботы 27 мая, - сказал господин Фремо в интервью, опубликованном на сайте arthouse. - Результаты будут объявлены в воскресенье, 28 мая, на церемонии закрытии. Таким образом, между открытием и закрытием у нас будет 10 дней конкурса.

- Как будет проходить официальная программа?

- На Каннском фестивале-2006 будет представлено 55 фильмов из 30 стран. Всего пройдёт 48 мировых премьер — цифра, которая свидетельствует о твердом намерении фестиваля представлять ещё невыпущенные фильмы. В конкурсе будет участвовать 20 художественных фильмов из 13 стран. Также будет показано 8 дебютов.

- Каковы критерии отбора фильмов на Каннский фестиваль?

- Это самый важный вопрос, на который очень сложно ответить. Канн остается верным своим принципам, и философия, лежащая в основе отбора, тоже остается прежней: поощрение авторского кино, поиск необычных голосов в разных культурах, качество режиссуры, практика кино как искусства, мир, познающий себя через фильмы. Также для нас важны взаимоотношения кинематографа и аудитории и присутствие большого количества журналистов и специалистов. В конечном счете, Каннский Фестиваль — это алхимический сплав авторского кино, гламура, рынка и прессы.

- На фестивале 2005 года было много опытных режиссеров. В этом году та же ситуация?

- Каннский фестиваль — это привилегированное место, на котором великие режиссёры представляют свои новейшие произведения. В этом году к нам вновь приезжают Нанни Моретти (Золотая пальмовая ветвь 2001 года за "Комнату сына") с фильмом "Кайман" (Caiman); Аки Каурисмяки (Гран-при 2002 года за "Человека без прошлого") с фильмом "Огнии предместья" (Lights of the Suburb); Педро Альмодовар (приз Лучший режиссер в 1999 году за "Всё о моей матери") с фильмом "Возвращение" (Volver); Кен Лоуч (Лучший сценарий в 2002 году за "Сладкие шестнадцать") с фильмом "Ветер, вырывающий ячмень" (The Wind that Shakes the Barley), и, наконец, французы Брюно Дюмон и Николь Гарсья, ранее участвовавшие в конкурсе. Но есть и новые имена.

- Как можно охарактеризовать нынешний фестиваль?

- Судя по официальному отбору, 2006 год входит в категорию "год обновления". В конкурсе можно выделить три группы фильмов. Первую, как уже упоминалось, составляют признанные режиссеры: Нанни Моретти, Педро Альмодовар, Аки Каурисмяки, Кен Лоуч, а так же Брюно Дюмон и Николь Гарсья (оба во второй раз участвуют в конкурсе).

Во второй группе представлено "восходящее поколение" — София Коппола, Паоло Соррентино, Рашид Бушареб, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Лоу Йе, Ричард Линклейтер и французский режиссер Ксавье Джанноли.

Третья группа включает режиссеров с оригинальными фильмами, чье присутствие в конкурсе должны вызвать особый резонанс. От мексиканца Гильермо дель-Торо до американца Ричарда Келли, который будет самым молодым участником конкурса. Ему всего тридцать лет.

Более того, программа "Особый взгляд", если внимательно изучить принципы ее подбора фильмов, имеет действительно особенное лицо, и здесь мы видим как известные имена, так и молодых режиссеров.

- Открытие новых талантов — главная задача сегодняшнего кино?

- Да, это основная задача, но не единственная. Мы не одержимы показать что-то необыкновенное, нам интересно показывать текущую работу известных режиссеров. Мы избегаем слишком большого размаха — это опасно: аудитория Канна состоит из знатоков, которые, несмотря на любовь к новым именам, остаются очень требовательными.
Но присутствие в Канне некоторых режиссеров — результат поиска молодых авторов, который мы ведем несколько лет. Более того, присмотревшись, вы увидите в официальной программе имена, которые ранее уже появлялись на набережной Круазетт как "молодые режиссёры".

- Кого можно назвать?

- Например, румынский режиссер Каталин Матулеску или французский режиссер Ксавье Джанноли, получивший в 1998 году Золотую пальмовую ветвь в категории "короткий метр". В этом году они опять столкнулись на конкурсном отборе. Мексиканец Франсиско Варгас, принимающий участие в конкурсной программе "Особого взгляда", когда-то участвовал в программе короткометражных фильмов и фильмов студентов киношкол "Синефондасьон", равно как и польский режиссер Адам Гузински, получивший Первую премию на "Синефондасьон" 1998 года.

- В официальной программе особенно поражает мощное европейское присутствие...

- Действительно, Европа остается огромным кинематографическим континентом. В последние годы мы чувствуем, как крепнет ветер с Востока. Программа 2006 года подтверждает это. В ней опять участвуют Польша, Венгрия, Румыния, Литва. Позвольте напомнить, что в прошлом году румынский режиссер Кристи Пуиу увез на родину приз "Особого взгляда".

Мы также включили в программу "Особого взгляда" 2006-го года фильмы из Шотландии, Норвегии, Италии и Испании. Своим участием в конкурсе (Альмодовар, Моретти, Каурисмяки, Лоуч) Европа напоминает — если ей вообще это нужно, — что она действительно располагает мощной киноиндустрией.

- Азиатское кино подтверждает свою значимость?

- Достаточно сказать о существенном вкладе фильмов из Азии в последние годы. С художественной точки зрения ни один крупный кинофестиваль уже не может существовать без азиатских фильмов. С точки зрения производства я должен заметить, что на наш фестиваль приезжает всё больше мастеров кино. В 2006 году Китай участвует в конкурсной и во внеконкурсной программах и в "Особом взгляде". Канн продолжает уделять особое внимание фильмам с этого континента — от Индии до Китая. И их мастерам: в этом смысле назначение Вонга Карвая председателем жюри является ярким сигналом, который мы хотели бы распространить дальше.

- Вы говорили об обновлении поколений. Кажется, что это особенно относится к американскому кино.

- Да. Впервые сюда на конкурс приедут американские режиссеры Ричард Линклейтер, Ричард Келли и София Коппола. Добавим сюда еще и Джона Камерона Митчелла, который представит во внеконкурсной программе очень смелый фильм. Что касается Софии Копполы, чей молодой талант с восторгом принят уже всеми, то она вот уже несколько лет кажется частью нашего пейзажа.

- Что вы скажете о программе этого года с точки зрения тем и сюжетов?

- Молодое поколение представило свои взгляды на мир: любовные истории, жанровые фильмы, растущая роль Европы — в этом году сколько фильмов в конкурсе, столько взглядов. Более чем когда-либо кино стало зеркалом мира и его экстраполяции. Так что нынешняя программа Каннского фестиваля ставит перед собой двойную задачу: показать последствия политических и социальных движений в мире (о чем много говорит новое европейское кино, в особенности стран бывшего Восточного блока) и рассмотреть такие большие проблемы, как, например, будущее нашей планеты.

- Есть ли общие темы на этом фестивале?

- Да, прежде всего История и ее политические перспективы. Рашид Бушареб снимает прошлое, чтобы понять настоящее: его фильм "Туземцы" (Indigenes) рассказывает о французской колонизации. Польский режиссер Славомир Фабицки ("Зодзиску" (Zodsysku)) и румын Каталин Митулеску ("Как я провел конец света" (The Way I Spent the End of the World)) демонстрируют творческий кинематографический потенциал Восточной Европы, взошедший на социальных несчастьях. Кена Лоуча тоже интересуют общество и история. Он представил свой фильм об ирландцах "Ветер, вырывающий ячмень".

София Коппола делает смелую попытку сочетать великую Историюс личными воспоминаниями молодой королевы, чья жизнь до сих пор вызывает удивительный резонанс. Искусство всегда политично, этот вопрос уже даже не обсуждается: Нанни Моретти в своем фильме "Кайман" рассказывает об Италии, о Берлускони и о кино; Ричард Линклейтер в "Нации фаст-фуда" показывает связь между "плохой жратвой" и политикой эксплуатации нелегальных эмигрантов на мексикано-американской границе; наконец, фильм Брюно Дюмона "Фландрия" — поразительная версия истории обыкновенного человека перед лицом войны, которая могла бы быть иракской, — напоминает нам о современном варварстве.

Еще одна нынешняя тенденция — это определенное возвращение к жанровому кино, чтобы показать будущее наших обществ, а для Фестиваля это возможность открыть свои двери молодому поколению режиссеров. Это "Истории Юга" (Southland Tales) Ричарда Келли — смелый фильм о музыкальном, поэтическом и политическом будущем Соединенных Штатов, а, следовательно, о их настоящем; "Лабиринт фавна" (El laberinto del fauno) мексиканца Гильермо дель-Торо — похожий на сновидение фантастический фильм о гражданской войне, показанной глазами ребенка; очень вольная и современная "Мария-Антуанетта" (Marie Antoinette) Софии Коппола и, наконец, "Вавилон" (Babel) Алехандро Гонсалеса Иньярриту, который смешивает в сложном сценарии несколько историй о состоянии мира.

И, наконец, обе тенденции ясно проглядываются в обыденных персонажах и прекрасных любовных историях. Педро Альмодовар в "Возвращении" обращается к матриархальному обществу, одержимом чувством мести; Ксавье Джанноли изучает мир танцплощадок в фильме "Когда я был певцом" (Quand j'etais chanteur), oсвещенным могучим обаянием Жерара Депардьё; Аки Каурисмяки в "Огнях предместья" снимает, как всегда, обычного человека, равно как и Паоло Соррентино в "Друге семьи" (L'amico di famiglia) показывает тех, на кого мы обычно не смотрим. Фильм Николь Гарсья "В соответствии с Шарли" (Selon Charlie) по-своему следует в том же направлении. Наконец, вечная и универсальная тема о невозможности быть парой в очередной раз показана в чудесной истории об увеселениях любовников в фильме "Летняя любовь" (Summer Love) китайца Лоу Йе и в одиноком танце героев фильма "Климаты" (Climates) турецкого режиссера Нури Бильгэ Джейлана.

- Как будет проходить "Особый взгляд"?

- "Особый взгляд" 2006 года состоит из 22 фильмов (из которых 7 — дебюты) из 20 стран. Вот уже много лет "Особый взгляд" руководствуется определенными критериями, которые позволили ему стать по-настоящему альтернативной программой по отношению к конкурсу. Для молодых режиссеров это первое вступление в официальную программу. Именно в "Особом взгляде" мы находим наибольшее количество дебютов. Для опытных же режиссеров — это возможность показать свои работы в условиях, совершенно отличающихся от конкурса. Так, Марко Беллокьо и Ролф де-Хер, уже привыкшие подниматься по красным ступенькам Дворца фестивалей, на этот раз покажут фильмы, которые поразят зрителей своей оригинальностью и художественной свободой.

- Расскажите о внеконкурсных фильмах, которые будут демонстрироваться в зале "Бунюэля"? Такое впечатление, что эта программа из года в год становится всё сильнее.

- Действительно, она становится всё более сильной, однако число представленных фильмов не превышает прошлогоднего количества, хотя фестиваль будет длиться на день больше. В зале Бунюэля будут показываться как документальные, так и игровые фильмы. Если вы взглянете на список фильмов, то найдете там режиссеров и темы, которые воплощают собой большую часть тенденций современного творчества.

- Какие звезды ожидаются на набережной Круазетт?

- Прежде всего, актеры фильма, открывающего Фестиваль ( "Код да-Винчи" ): Том Хэнкс , Одри Тату , Жан Рено , Жан-Пьер Марьель. Затем, в соответствии с порядком показа фильмов.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Последние материалы