Россия ни на что не похожа: это не Восток, но и не Запад - 30 сентября 2002 г.

Стажер "ПРАВДЫ.Ру" из унивеситета Wisconsin (США) расспрашивает иностранных журналистов об их жизни в России

 

 Интересно, зачем это в здравом рассудке добровольно покидать Запад, со всеми его удобствами, и селиться в России? Почему, к примеру, преуспевающие журналисты с институтским образованием готовы смириться с оскорблениями милиции, худшими условиями жизни, невероятными языковыми трудностями, суровыми зимами и выбоинами на дорогах размером с «Паджеро»? Да потому что они находят эту страну очаровательной - уникальная история и культура, народ, может быть, самый сердечный и дружественный на свете – и еще потому, что сами эти журналисты - люди особенные и готовые рисковать.

 

 «Жизнь здесь похожа на «американские горки», - считает английский корреспондент Бен Арис, работающий в Daily Telegraph. – «Стоит мне уехать отсюда, как начинаю тосковать по России». «Чувствуешь, как эта страна истощает твои силы, - говорит Марк Франкетти, итальянский журналист из Sunday Times. – У России слишком много своих невзгод». Россия – «очаровательна», - замечает канадский корреспондент Фред Уайр из Canadian Press. – Это не Восток, но и не Запад, Россия ни на что не похожа». «Метро работает лучше, чем в Лондоне, - насмешливо замечает английский журналист Ник Пэтон Уолш, работающий в Guardian и Observer. Вот, в основном все, что я услышал от иностранных журналистов о жизни в России.

 

 Меня интересовали их впечатления о жизни в России, и, в частности, в Москве. Все мои собеседники с Запада, но у них разные биографии, разное образование. Кое-кто впервые покинул родину, другие сменили уже много стран, и Россия лишь одна из них, а для некоторых Россия стала второй родиной.

 

 Господин Уайр из Торонто живет в Москве уже 16 лет. На его глазах в России произошло множество перемен. «Россия – ни на что не похожая страна, это не восток, но и не запад». Здесь всегда интересно работать, постоянно какие-то перемены в политической жизни, а правительство просто безудержно в своей коррумпированности, говорит он.

 

 Собственно, это отметили все мои собеседники: слишком уж бюрократизировано правительство, сложно порой решить элементарные задачи, например, получить аккредитацию. «Правительство сейчас куда более коррумпировано, чем при советской власти, - говорит канадец. Эта проблема для России не нова, и это первое, что приходят на ум всем журналистам. Кроме того, почти все журналисты жалуются на то, что их донимают автодорожные инспекторы (поскольку в западных водительских правах приняты другие обозначения) или, например, что им приходится переплачивать за товары, просто потому что они нерусские.

 

 Что касается журналистской работы, то у большинства иностранцев складывается впечатление, что после вступления в должность президента Путина российское правительство менее открыто для журналистов. «Люди теперь более аккуратны в своих высказываниях, - замечает господин Франкетти. – Иностранные журналисты теперь не такие уж важные птицы». С другой стороны, как отметил господин Арис, проживший в России уже 15 лет, журналисты не могут не видеть перемен, которые происходят в жизни людей.

 

 Все, однако, соглашаются в том, что администрация Путина оказала заметное стабилизирующее воздействие на многие стороны жизни в стране. Вот почему, считают журналисты, со временем мир все меньше будет интересоваться новостями из России. Как отметил один из журналистов, этот интерес уже начал ослабевать. Начал сокращаться штат иностранных корпунктов, а некоторые и вовсе закрылись. Французская журналистка Хелен Попович, сотрудница третьей по величине французской газеты Liberation, замечает: «Страна становится более стабильной, поэтому и политическая жизнь здесь уже не такая интересная». «Слабые партии, сильный президент», - говорит она. – Никаких сколько-нибудь значимых политических битв».

 

 Не понятно почему, но все, с кем я беседовал, хотели жить в России. Их привлекала богатая история и культура этой страны. Отчасти поэтому и меня тянуло сюда. «Западный мир осознает то, что происходит в России, с полугодовым, а то и двухгодовым опозданием», - замечает господин Арис. За те 15 лет, что он живет в России, здесь многое изменилось. «Теперь люди верят в свое будущее, - говорит он. – Они планируют, они у них появилась осознанная необходимость постоянно зарабатывать деньги». «Жизнь здесь похожа на американские горки, - говорит господин Арис. – Зимы слишком тоскливые». С другой стороны, некоторые считают, что именно из-за своей непредсказуемости жизнь в России интересна.

 

 «Россия– очаровательная страна, страна, которая пытается начать все сначала, - заметил британец Пэтон Уолш (он живет здесь полгода). – Я попросился сюда на полтора года, по-моему, и страна, и люди здесь красивые».

 

 Удивительно то, что у журналистов, приезжающих в Россию, нет даже базовых знаний об этой стране. Большинство не говорит по-русски и не читает. Один, например, ничего не знал ни о русском языке, ни о культуре. Единственное, что он точно знал, это что ему хочется здесь жить. Он здесь уже почти шесть лет, говорит по-русски и, как утверждает, чувствует себя здесь, как дома.

 

 Мы взрослели во времена «холодной войны». Там, на Западе (в моем случае это Америка), нас с самого юного возраста учили, что Россия – враг, что народ ее зол и хочет уничтожить мир. В начальной школе нам показывали фильмы о том, что произойдет с нами в случае ядерной атаки. Нас даже тренировали на предмет эвакуации, и сигналы воздушной тревоги предупреждали о возможной ядерной катастрофе. Мальчишки боялись. Все боялись.

 

 Достигнув призывного возраста, я отправился служить - отчасти для того, чтобы бороться с коммунизмом и победить в «холодной войне», а отчасти для того, чтобы больше узнать. Здесь нас снова учили, что Россия – враг номер один, а коммунисты, ни много ни мало, хотят господства над миром. Это, думаю, в какой-то степени так и было. Запад, как оказывается, победил в «холодной войне», я удовлетворил свою страсть к познанию, и в процессе познания я пришел к выводу, что обыкновенный россиянин не более желает третьей мировой, чем обыкновенный американец.

 

 В этом мы похожи с итальянцем Франкетти. Его взросление тоже пришлось на самый разгар «холодной войны», и его тоже учили бояться России. Однажды он лицом к лицу столкнулся с этим страхом. Дело было в Восточной Германии. На одном из контрольно-пропускных пунктов между Западным и Восточным Берлином стоял русский солдат. «Меня всегда учили, что они наши враги. Как я испугался, увидев этого русского солдата, идущего к машине с автоматом АК-47, - рассказывает господин Франкетти. – Но по его лицу я понял, что он нервничает не меньше моего. Мы с ним были похожи, и возраста он был примерно моего. И мне стало легче». Франкетти, также как и я, понял, что правительства – это еще не народы, и у нас гораздо больше общего друг с другом, чем мы думаем.

 

 Говоря о переменах в России, журналисты отметили, что появился средний класс, а вместе с ним появилось немало возможностей прекрасно провести время, появилось множество ресторанов, повысился уровень жизни. «Уровень жизни заметно повысился», «Москва теперь чище» и «метро работает лучше, чем в Лондоне» – вот что я услышал от своих собеседников. Все, с кем я общался, говорили о том впечатлении, которое на них произвела Россия и люди, живущие здесь. Все говорили об удивительных дружеских и родственных отношениях россиян. А как отличаются культура, религии, образ жизни различных народов России! Такого нет больше нигде в мире. Вот в чем истинная прелесть этой страны!

 

 Так какое же будущее ожидает Россию? Некоторые вообще не смогли ответить на этот вопрос, ссылаясь на историю России. Другие смотрят на будущее России с оптимизмом. Им видится более открытая пресса, расширение личных свобод граждан, рост экономики и изобретательность людей. «В 1991 году люди впервые в истории обрели личную свободу, - сказал господин Арис. – Это демократия, потому что у российских граждан есть право голоса, правда, они пока не понимают, всей значимости своего голоса». Пока в России остается относительно стабильное правительство, будет и экономический рост, и иностранные инвестиции, так считают все мои собеседники. Россия и в самом деле может пережить экономическое чудо в 21 веке.

 

  Дэвид Мисселт

 ПРАВДА.Ру

 Стажер университета штата Риверс фалл, Висконсин, США

Ссылки по теме:

  Зеркало Недели:

  "СЫТОЙ ЕВРОПЕ СЕГОДНЯ НЕ НУЖНЫ ГОЛОДНЫЕ РОССИЯНЕ И УКРАИНЦЫ..."

  СМИ.ру:

  "Не верь, не бойся, не проси". Профессор Сестанович указывает на рамки американо-российских отношений

  Обвиняя Россию

Новости на ту же тему на Лентах.Ру "> Новости на ту же тему на Лентах.Ру

Поиск материалов на эту тему в проекте "Яндекс.Новости":

Обсудить