Самоуправление и самоуправство

Дабы не быть обвиненным в голословии, процитирую высказывания видных госчиновников на эту тему (по публикациям, в частности, в приволжской прессе). Так, губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов об ульяновской мэрии отозвался кратко: "Доигрались!" И подчеркнул, что остро стоит вопрос об отстранении от должностей ряда работников муниципальных образований. Регионального руководителя тотчас же поддержал Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе С. Кириенко. Цитирую: "... Мы будем вмешиваться, есть у нас на этот случай официальные нормативные элементы или нет". Во как!

 Президент В. Путин был более дипломатичен, поумерив пыл "новаторов". Во время своего визита в Поволжье он заявил: "Я имею в виду возможность в форс-мажорных обстоятельствах отстранять от должности должностных лиц!"

 Как видим, речь идет о восстановлении "вертикали власти". Суждения вроде бы общие, рецептура не нова, но сильно вдохновила некоторых чиновников ульяновской областной администрации. И они, пожалуй, впервые в России сделали попытку существенно "подстричь" конституционные полномочия органов местного самоуправления...

 Каким образом? Об этом - беседа Жана Миндубаева с первым заместителем мэра Ульяновска Виктором Владимировичем Моисеевым.

 

 

 - Чем обусловлено стремление областной администрации отобрать ряд функций у органов местного самоуправления, в частности, ульяновской мэрии?

 -Основные причины кроются в несовершенстве законодательства. Нет четкого разграничения в правах, обязанностях, функциях между субъектом и муни-ципальной властью. Местное самоуправление, напрямую, вплотную работающее с людьми и решающее их проблемы, не подкреплено ни реальной правовой базой, ни бюджетными ресурсами.

 Вертикаль власти не должна свисать сверху, она должна основываться на всестороннем учете интересов, потребностях и волеизъявлении граждан, только тогда у государства будет крепкий "народный" фундамент. По Конституции Россия - социальное государство, а не совокупность налогообразующих территорий для высших уровней управления.

 Ваше издание неоднократно поднимало эту проблему. Она действительно назрела и требует скорейшего разрешения.

 Пока не будет создана четкая система, конфликт властей неизбежен, и по всей стране зачастую вместо слаженных совместных поступательных действий энергия властей стравливается на противостояние.

 В Ульяновской области к этому добавляется некомпетентность и попытка перераспределить муниципальную собственность и управление, прежде всего, в коммунальном хозяйстве и финансовых органах. Вместо конструктивных путей реформирования ЖКХ, снижения себестоимости энергоресурсов, сбалансировки бюджетных возможностей изобретается велосипед, который не укладывается ни в правовые рамки, ни в здравый смысл. Имея весомые реальные рычаги управления на уровне субъекта федерации для решения проблемы, администрация области стремится подме-нить (или даже подмять) функции муниципалитетов и делает, как мне представляется, просто неприличные предложения по акционированию, участию в холдингах, некоммерческих партнерствах и иных способах управления муниципальными предприятиями.

 Вторым направлением удара избраны финансовые органы. С маниакальной настойчивостью, вопреки действующему законодательству на структуру уровней власти в регионе на-кладывается принцип "штаб дивизии - штаб полка". При этом никто не снимает с муниципалитетов ответственность за жизнеобеспечение городов, более того, мэрию подшпоривают и шантажируют бюджетной зависимостью, вплоть до отказа от взятых на себя ранее обязательств, в том числе - бюджетных. По сути, попирает-ся целый ряд правовых актов. Получается, что в отдельно взятом регионе сам принцип разделения властей ставится под сомнение.

 - Что именно хотят получить в управление областные начальники? Почему именно это?

 -В последние месяцы администрацией Ульяновской области направлены главам муниципальных образований предложения по передаче прав назначения и освобождения руководителей муниципальных предприятий ЖКХ, контроля за использованием имущества предприятий и финансово-хозяйственной деятельностью.

 Параллельно с этим направлены "условия оказания дополнительной финансовой помощи бюджетам муниципальных образований из областного бюджета". Среди таких условий пред-лагается "передача финансовых органов администраций городов и районов в ведение Главного управле-ния финансов области". Муниципалитетам предложено подписать протоколы о вза-имных обязательствах, в ко-торых предусматривается, что назначение и освобождение от должности руководителей финансовых ор-ганов осуществляется начальником Главного управления финансов области.

 В письмах указано, что "просьбы о дополнитель-ной финансовой помощи из областного бюджета муниципальных образовании, не подписавших данные Протоколы, рассматриваться не будут". Установлены жесткие сроки подписания Протокола и передачи фи-нансовых органов админи-страций городов и районов в ведение Главного управ-ления финансов области.

 Особый интерес для областных структур представляют такие муниципальные предприятия, как "Водоканал", "Теплосети", "УльГЭС", которые по предложенным ранее схемам предлагалось через слож-ную процедуру акционирования, слияний и переуступок фактически вывести из ведения муниципалитетов и растворить в новом коммунально-энергетичес-ком холдинге, переданном под управление управляющей компании.

 Подобные схемы "увода" собственности широко применялись в разгул при-ватизации, но об их применении в сфере жизнеобеспечения населения с вовлечением муниципального имущества мне слышать не доводилось.

 Учитывая, что ЖКХ дотационно, предпринимаются попытки взять под контроль финорганы, через которые проходят бюджетные сред-ства. Уже сегодня создана крайне порочная схема, когда средства на отопле-ние города заложены в об-ластном бюджете и через ГП "Облжилкомхоз" дово-дятся до энергетиков в об-ход городского бюджета и контроля городских влас-тей. Делается это нерегу-лярно по хитрой бюджетной росписи, составленной без учета интересов ЖКХ. При этом не используются соб-ственные источники, как это предполагалось в бюджете, а пропускается федераль-ная помощь. Результат - социальная напряженность, холодные батареи и отсут-ствие горячей воды. На этом фоне очень удобно проводить всевозможные реорганизации, обещая быстрое решение про-блем. Кому будет принад-лежать "вечный" комму-нальный бизнес, подкреп-ленный подконтрольным бюджетом, открыто не ком-ментируется.

 - К чему всё это может в конце концов привести в регионе, в России?

 - Считаю, что такие действия по своему содержанию и декларируемым ос-нованиям не согласуются с государственной политикой Российской Федерации в сфере местного самоуправления.

 Ответственность и обязанность обеспечения нор-мальной жизнедеятельнос-ти городов и жизнеобеспечения лежит на органах местного самоуправления в пределах вопросов местно-го значения. Органы же го-сударственной власти обя-заны создавать необходи-мые правовые, организаци-онные, финансовые усло-вия для развития самоуп-равления и выполнения по-ставленных перед ним за-дач, а не держать в финан-совой и правовой удавке.

 Если дело в другом, и подобным способом осу-ществляется государствен-ная политика монополиза-ции власти и выстраивание жесткой вертикали, то нужно менять Конституцию и законодательство. Не му-чить население и не страв-ливать уровни власти. Ду-маю, что пример Ульяновс-кой области наглядно де-монстрирует возможные негативные последствия такого развития событий. Дело не в том, что кто-то держится за власть и дока-зывает, кто главней, важнее - куда приведет данный не-гативный процесс стоящее за нашими плечами шестьсотпятидесятитысячное на-селение города Ульяновска. Если в Ульяновске ситу-ацию удается сдерживать, то в области люди неделя-ми сидят без электриче-ства, размораживаются райцентры, в пикетах по-гиб человек, со страниц СМИ не сходят скандалы по переделу областной соб-ственности. Прокуратура вынуждена постоянно вме-шиваться в происходящие процессы, в Законодатель-ном Собрании второй год не стихает буря при при-нятии бюджета и при утвер-ждении его исполнения, совсем недавно ЗС не ут-вердило исполнение областного бюджета за 2001 год из-за многочисленных нарушений его областны-ми властями. Материалы переданы в прокуратуру. Область стоит на грани по-литического кризиса. Ни один громкий проект, объявленный с помпой об-ластным руководством, не реализован. За полтора года сменилось уже около 10 заместителей, включая двух первых. Этим летом совершены 3 громких убийства, в том числе за-местителя директора му-ниципального предприя-тия "Водоканал". Феде-ральные структуры берут под госохрану муниципа-лов. В такой ситуации пе-редача городскими властя-ми своих полномочий и функций не представляет-ся возможной. Кому пере-давать? Важнее удержать.

 - Ваша реакция на письма обладминистра-ции о передаче некото-рых функций мэрии?

 - Реакция правовая - официальный отказ. Мэр и Председатель Городской Думы пытались организо-вать встречу с представителем Президента РФ в Приволжском федераль-ном округе. Когда это не удалось, обратились к нему с открытым письмом.

 По проблемам ЖКХ в об-ласти работает комиссия под председательством первого заместителя ми-нистра финансов А. Улюкаева, группа специалистов Госстроя РФ во главе с за-местителем председателя Госстроя Сергеем Кругликом, которые оказывают реальную неоценимую по-мощь. Ведется разработка программы первоочеред-ных мер вывода из кризи-са ЖКХ Ульяновска. Это, прежде всего, реформиро-вание ЖКХ, создание уп-равления ЖКХ, межведом-ственной комиссии по рас-смотрению тарифов для населения, а в декабре будет разработана и пред-ставлена программа по ре-формированию ЖКХ горо-да на 2003-2004 годы. Об этом есть принципиальная договоренность с Госстро-ем. Пристальное внимание федерального центра дает надежду на благоприятное развитие событий.

 

Новости на ту же тему на Лентах.Ру "> Новости на ту же тему на Лентах.Ру

Обсудить