Административной реформой будут заниматься не из питера, а из Магадана

В России любят все по-новому, все чтоб «своим путем». Это наше национальное, и покушаться на это – антинародно в самом прямом смысле этого слова. Дураки, дороги – все известно, все нашенское. А вот попробуй кто исправить эти самые дороги – тут такое начнется…

 Впрочем, исправление дураков – тоже весьма безнадежное дело, даже если называется оно вполне официально - административная реформа.

 Впрочем, производство последней тоже происходит несколько «вообще». Очертания ее пока весьма расплывчаты. Одни понимают под реформой создание новой структуры органов исполнительной власти. Вторые – формирование нового правового и этического поля для деятельности бюрократии. Дескать, до этого тысячу лет брали взятки, а после реформы – сразу перестанут, ибо исполнятся реформаторского духа. Третьи – шлифовку пресловутой властной вертикали, встраивание региональных и местных администраций в единую бюрократическую пирамиду.

 Излишне говорить, что в качестве одной из целей реформирования традиционно упоминается сокращение бюрократического аппарата – на этот раз, с качественным повышением уровня его оплаты, дабы неповадно было брать взятки. Никого почему-то не смущает, что в силу как неумолимой логики российской истории, так и вполне интернациональных законов Паркинсона в результате любой реорганизации численность бюрократии лишь увеличивается, а уровень компетентности – снижается. Да и повышение чиновничьих зарплат с каких-нибудь $200 до кажущихся запредельными $500 нисколько не отвратит нашего брата-бюрократа от взяток, суммы которых исчисляются десятками тысяч долларов и более.

 Хотя, кто сказал, что у административной реформы в России непременно должна быть цель? В принципе, целью любой реформы, по крайней мере на памяти ныне живущих поколений, был сам процесс. Потом, как пресловутая перестройка, реформа заканчивается, истощившись в своем течении и насытив при этом очередную генерацию реформаторов.

 В общем, сам замысел административной реформы пока аморфен, как все великое. Впрочем, есть основания полагать, что Владимир Путин в административной реформе-то не очень и заинтересован. Зачем ему? Он ведь и так самый главный.

 Все же хаотические телодвижения в этом направлении есть лишь суета для галочки, призванная держать бюрократический корпус в некоем стойком напряжении. Ибо разработка идеологии и осуществление реформы поручены человеку, который способен быстро и продуктивно завести в тупик любые преобразования, любую реорганизацию – то есть как раз тому, кому и следует поручать реформу без начала и конца, без цели и без ощутимых в обществе последствий. Реформа поручена заместителю главы кремлевской администрации Дмитрию Козаку.

 43-летний Козак – фигура на властном Олимпе довольно странная и уж, во всяком случае, весьма приметная. Он всплыл в московских коридорах власти в августе 1999 года, когда Владимир Путин стал премьером. Козака назначили руководителем аппарата Белого Дома. Излишне говорить, что эта должность – ключевая в правительстве, по объему влияния и реальных полномочий превосходящая большинство вице-премьерских. Согласно установившейся при Ельцине аппаратной практике, кресло главы правительственного аппарата всегда «без торговли» отдавалось самому доверенному и проверенному лицу премьера. Достаточно вспомнить Владимира Бабичева при Викторе Черномырдине и Юрия Зубакова при Евгении Примакове. Да и когда Борис Березовский, тогда еще не опальный, в 1998 году формировал просуществовавший 2 недели постдефолтный кабинет Черномырдина-2, шефом аппарата был назначен не кто-нибудь, а Игорь Шабдурасулов – самый преданный на тот момент конфидент реального хозяина страны.

 Поэтому в 1999 году казалось, что и Козак окажется не лыком шит и, во-первых, быстро подомнет под себя технологию принятия правительственных решений, во-вторых, сразу после переезда шефа в Кремль станет, по меньшей мере, преемником Александра Волошина.

 Но ни первого, ни второго не случилось. Даже с церемониальной должности руководителя предвыборного штаба Путина Козак был убран все тем же Волошиным (вовсе не собиравшимся, как выяснилось, освобождать кремлевский кабинет) уже через несколько дней после ухода Деда (Бориса Ельцина) на заслуженный отдых. Покинув аппарат правительства, Д.Козак попытался было стать генеральным прокурором. Но верные соратники Владимира Путина, как говорят, покрутили пальцем у виска и все закончилось синекурой в виде заместителя руководителя администрации президента – куратора заведомо непопулярных реформ. И процесс пошел.

 Сначала Дмитрий Козак занялся судебной реформой. На этом поприще он насмерть рассорился со всеми судейскими и, в первую голову, с вполне лояльным Кремлю Верховным судом. Оказалось, что Козак не только слабо понимает суть реформы и не только вводит президента в заблуждение относительно позиции реформируемых – он еще и не контролирует написание текстов законопроектов, в результате чего в них оказываются ни с кем не согласованные, неизвестно откуда свалившиеся пассажи.

 Впрочем, ситуация вполне типичная для нового руководства страны, в большинстве своем пересевшего из кабинетов муниципального уровня (пусть и в великом городе с областной судьбой) в аналогичные, но в масштабе федеральном. И выяснилось, что руководить, скажем, КУГИ Санкт-Петербурга и написать перспективную программу развития экономики страны – отнюдь не равновеликие задачи.

 Хотя бывают и обнадеживающие исключения. Скажем, первый заместитель руководителя президентской администрации Дмитрий Медведев также питерец, выпускник юрфака ЛГУ (просто наш Гарвард какой-то), экономический советник Владимира Путина в бытность последнего председателем комитета внешнеэкономических связей мэрии Санкт-Петребурга, также причастен к созданию призрака административной реформы. Однако еще весной 2000 года Медведев позиционировал себя в первую очередь не как питерец, а как надежный первый зам незаменимого Волошина. И, по всей видимости, занимает выжидательную позицию, понимая, что рано или поздно реформа либо умрет естественной смертью, либо будет проведена другими руками.

 Собственно, наверное, отличник юридического факультета ЛГУ Д.Козак, с 1994 по 1999 годы служивший руководителем юридического комитета мэрии Санкт-Петербурга, действительно высококвалифицированный юрист-правовед. С большим опытом работы. Муниципальной. Как-то не пришло никому в голову, что для судебной реформы в масштабе России требуется, возможно, несколько иная квалификация.

 Бывает…

 Но, с грехом пополам, ценой огромных усилий, межвластных перебранок и многомесячных согласительных процедур, президентский пакет законопроектов проскочил-таки через парламент. Правда, реформаторская репутация Козака была испорчена окончательно и бесповоротно. Наверное, именно в этот момент Путин и Волошин окончательно поняли, что использовать этого худощавого питерца с грустными глазами можно только для создания фальшь-панелей и проведения отвлекающих маневров. Ведь именно комиссия под руководством Козака в прошлом месяце выдала на-гора предложения о национализации природной ренты и замене лицензионного порядка разработки недр на концессионный, повергшие в шок олигархов и спешно дезавуированные самим Кремлем. Так что нетрудно предположить, каковы будут первые результаты «административной реформы» по Козаку. Бюрократию до смерти напугают какими-нибудь полубезумными новациями, после чего торжественно протрубят отбой и успокоят несчастное чиновничество, на котором, какизвестно, вся Россия держится. Тогда-то и начнется настоящая реформа. Без дураков.

 Подлинную административную реформу, если она вообще когда-нибудь случится и кому-нибудь нужна, будут делать, конечно, совсем другие люди. Иного порядка и полета. И цели они обозначат реальные – превратить исполнительную власть в эффективный менеджмент, нанимаемый и оплачиваемый налогоплательщиками, которых у нас принято называть народом. Менеджмент, подконтрольный гражданам, и не дядям (пусть и очень небедным) со стороны.

 К сожалению, Санкт-Петербург у нас оказался единственным местом, откуда на бескрайних просторах России положено возникать крупным руководителям. И ключевая фигура будущей реформы, судя по всему, уже обозначена. Скорее всего, этой фигурой окажется 35-летний Игорь Шувалов, которому этими вопросами уже поручил заниматься премьер Михаил Касьянов, и тогда в общей "питерской" кадровой линии обнаружится редкое исключение. Шувалов родом из Магадана. Тоже юрист, но окончил МГУ. И с 1997 года работал на руководящих постах в федеральных органах. По иронии судьбы, Шувалов, как в прошлом и Козак, – руководитель аппарата федерального правительства.

 Но, в отличие от Козака, он держится в этой должности вполне органично: пользуется 100%-ным личным доверием премьера, реально держит под контролем весь оборот информации и документов. Но главное достоинство Шувалова, пожалуй, все же не в этом. Нынешний шеф белодомовского аппарата играет особую роль модератора между Касьяновым и Волошиным. Именно он налаживает и поддерживает доверительные коммуникации между Кремлем и Белым Домом, благодаря чему администрация президента и правительство в последние два года действуют так согласованно, как им никогда не удавалось в 90-е годы (разве что за исключением периода краткого премьерства Владимира Путина). Не секрет, что сам Волошин еще год назад предлагал повысить статус правительственного аппарата и назначить Шувалова вице-премьером – подобные кадровые идеи просто так не рождаются. Для Кремля Игорь Шувалов удобен еще и тем, что в достаточной мере дистанцирован от «семейных» олигархов и не находится в конфликте с ленинградско-чекистским крылом администрации. Да и ультралибералом чубайсовско-грефовского профиля Шувалова едва ли назовешь. По одной из версий, именно руководитель аппарата правительства способствовал появлению в окружении Касьянова советников и помощников умеренно левых взглядов – Михаила Делягина и Александра Белоусова, безусловно интеллектуально обогативших команду премьер-министра.

 Впрочем, чтобы не быть голословным и однобоким в своих оценках, я сумел встретиться с бывшим ответственным работником аппарата правительства в кабинете Евгения Примакова, а сегодня заместителем директора Института проблем глобализации Антоном Суриковым, который на просьбу дать оценку Шувалову как администратору сказал буквально следующее: "Мы имели возможность наблюдать целую плеяду руководителей аппарата в Белом доме, от Головкова при Гайдаре, Бабичева при Черномырдине до Хваткова при Кириенко, Зубакова при Примакове и того же Козака при Путине в роли и.о. премьера. Безусловно ни один из них даже близко по своим административным и деловым качествам не идет ни в какое сравнение с Игорем Шуваловым. Если административную реформу поручат проводить государственному деятелю такого уровня, возможно, что-то из этой реформы получится. По крайней мере мне представляется, что Шувалов способен поставить адекватную задачу и, что еще более важно, добиться ее выполнения."

 Концепция административной реформы по Шувалову будет готова, по-видимому, к октябрю. Тогда и станет ясно, на что должно надеяться и чего бояться всесильное доселе русское чиновничество.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить