На крещение «Акулы» пожаловал лишь Министр обороны. Президенту некогда…

События, когда атомные подводные корабли сходят со стапелей, стали редкими в нашей стране (если точнее, то ни на каких других верфях страны, иначе как на северодвинских, в последнее десятилетие это и не происходит) и потому ни одно из них не обходится без визита правительственных кругов. Если "Гепард" благославлял президент России, то на крещение "Акулы" (по натовской квалификации "Тайфун") пожаловал министр обороны РФ Сергей Иванов, три его заместителя, генеральный директор Россудостроения Владимир Поспелов, министр атомной энергетики Александр Румянцев и другие высокопоставленные лица. Ждали Владимира Путина, но тот, как выяснилось, занят более важными государственными делами.

 Не приехали финансисты, хотя их и ждали. Наверное, им трудно сказать что-нибудь обнадеживающее корабелам. Денег, как надеялись непосвященные, Иванов с собой не привез и конкретных сроков не назвал. Проходя мимо рабочих, он поблагодарил их за работу и вдруг услышал в ответ: "Деньги давай!". Министр обороны, прижав руки к сердцу, клятвенно, чуть не со слезой в голосе, пообещал: "Отдам все, что есть". И почему-то добавил: «Севмаш можно уважать за его работу!» Кто-то из толпы рабочих парировал (правда, совсем тихо): «Уважать-то уважайте, но… можно деньгами?» Завод отремонтировал для страны «Тайфун» практически на свои средства…

 То, что Севмаш, этот кит оборонки, не просто остался на плаву, но и не потерял высочайший класс работы, действительно может вызывать только уважение. По данным, опубликованным в "Ведомостях", рейтинг ФГУП "Северное машиностроительное предприятие" хоть и стоит на девятом месте среди предприятий оборонно-промышленного комплекса, но экономические показатели у него совсем неплохие. И это при том, что доля экспорта у Севмаша составляет всего 6,7 процента. В то время, как, скажем, у баловня питерских лоббистов "Балтийскго завода" - 91,9 %. Можно сказать, на собственных интеллекте и мускулах держится предприятие. Госзаказ 2002 года Севмаш уже выполнил. Министр обороны отметил особую роль директора Давида Пашаева в том, что предприятие не только сохранило свой потенциал в самые трудные времена, но и эффективно работает.

 Под звуки духового оркестра четко и слаженно проходит церемония вывода корабля. В торжественном строю подводники со своим командиром капитаном первого ранга Александром Радько. У него опыт службы на кораблях серии "Гранит", а теперь он принимает экипаж уникальной АПЛ, способной сотрясать континенты. Впрочем, сегодня именинники прежде всего корабелы. Волнуются начальник стапельного цеха Евгений Сучок, ответственный сдатчик Евгений Слободян (26 лет работы на строящихся и ремонтирующихся АПЛ) и ведущий военпред Виктор Печерица.

 Давид Пашаев отдает команду: "Поезд на ход!" Министр обороны вместе с директором перерезают голубую ленту. Позднее участники церемонии оставили на ней свои автографы, и этот кусочек голубого шелка станет экспонатом музея предприятия. Твердой рукой командир БЧ-5 капитан второго ранга Игорь Козуб с первого раза разбивает бутылку шампанского и красавец "Тайфун" двинулся навстречу Белому морю.

 Головному заказу из серии "Акул" повезло. Как сказал генеральный конструктор академик Сергей Ковалев, 22 года назад головная "Акула" стала испытательным полигоном для АПЛ третьего поколения с твердотопливными ракетами. Сейчас ей же предстоит осваивать новый комплекс вооружения для лодок четвертого поколения. Из шести "Акул", построенных на Севмаше, в строю вместе с это будет уже три. Не удалось, как ни хотелось остаться в строю, пусть и мирном, заказу 712, который обречен на утилизацию, между прочим, на деньги госдепа США по так называемой программе Нанна-Лугара ("Совместное сокращение угрозы"). А этот, 711-й, обновлен, выпестован умелыми руками корабелов в самых трудных финансовых и социальных условиях, о чем не преминул сказать в своей речи министр обороны.

 На митинге приводились слова президента Владимира Путина, сказанные им накануне о том, что Россия должна построить такую армию и такой флот, которые будут любимы в родной стране и уважаемы за рубежом. Вклад северодвинских корабелов в создание такого российского флота вполне адекватен задаче.

 Операция по спуску корабля на воду займет шесть часов. По предварительным данным сегодня плавучий док "Сухона" выйдет к назначенному месту, как говорят корабелы, "на яму". В субботу АПЛ будет уже на плаву, начнутся швартовные испытания. Дальнейший ввод ее в строй определит финансирование. Но предполагается, что ходовые заводские испытания пройдут уже в новом, 2003 году.

 После торжественной церемонии вывода корабля из эллинга и знакомства с предприятием, на Севмаше началось совещание с директорами предприятий ГРЦАС.

 После церемонии состоялся краткий, напоминающий какой-то сногсшибательный спринт, брифинг для журналистов. Министр обороны был весьма уклончив в своих ответах на вопросы пишущей и снимающей братии. Секундную паузу перед началом брифинга находчиво прервал глава администрации Архангельской области Анатолий Ефремов, который своим гулким поморским басом четко и жизнерадостно отрапортовал, что теперь уверен в будущем Северного машиностроительного предприятия - этот оборонный завод будет обеспечен работой на длительный период. Давид Пашаев, генеральный директор СМП, также подтвердил, что министерство обороны и впредь намерено размещать заказы на Севмаше. Увы, корреспонденту «ПРАВДЫ.Ру» в журналистской толчее (брифинг на ступеньках заводоуправления Севмаша длился лишь около 10 минут) удалось задать военному министру лишь один конкретный вопрос: "Когда государство рассчитается с корабелами за сданный военно-морскому флоту еще в прошлом году боевой атомоход "Гепард"?"

 Сергей Иванов ответил буквально следующее:

 - Уже в нынешнем году будет погашен более чем полумиллиардный долг перед Северным машиностроительным предприятием за атомную подводную лодку "Гепард", на приёмке которой присутствовал Президент России Владимир Путин. Потом и за «Тайфун» расплатимся… Обязательно!

 "Ну ни фига себе!" - так и подмывало парировать сей "дипломатичный" ответ. "Уже в нынешнем году..." - так можно говорить и в году следующем. Памятуя о том, что на Минобороны "висят" еще старые долги за выполненный с блеском государственный оборонный заказ, что-то верится с трудом в это самое "Уже в нынешнем..."

 Во второй половине дня высокая делегация (в Северодвинске давненько столько чинов сразу и не по "ящику" не видели)отправилась по цехам Севмаша и соседнего с ним судоремонтного предприятия "Звёздочка" (там, кроме российских кораблей, ремонтируют еще и индийские дизельные подлодки). На Севмаше члены правительства провели большое совещание с директорами военно-кораблестроительной "оборонки" России и генеральными конструкторами российских "морских" ЦКБ. Речь шла о погашении долгов Минобороны перед предприятиями ГРЦАС, а также о дальнейших путях развития оборонной отрасли и военного кораблестроения. Насколько можно было понять из просочившейся из-за закрытых дверей информации, пути эти достаточно туманны...

 

  Виталий БРАТКОВ,

 «ПРАВДА.Ру»

Ссылки по теме:

  ПРАВДА.Ру:

  СЕГОДНЯ В СЕВЕРОДВИНСКЕ ВЫВЕЛИ ИЗ ЭЛЛИНГА САМУЮ БОЛЬШУЮ ПОДЛОДКУ В МИРЕ

Обсудить