Хорошие коммунисты в России - мертвые

На горизонте замаячил очередной призрак коммунизма. На этот раз в роли медиумов а-ля Маркс и Энгельс выступили внук Леонида Ильича Брежнева Андрей и лидер радикальных комсомольцев Игорь Маляров. Отцы-основатели коммунистических партий, как мизера, ходят парами.

 Партия будет называться «Новые коммунисты», в числе учредителей оргкомитета – люди, известные по комсомолу – Дарья Митина, Сергей Менделеев, Алексей Покатаев. Манифест прилагается.

 Надо сказать, что программная статься «новых коммунистов» написана очень грамотно. Практически под каждым тезисом лично я готов подписаться. Но… Все создававшиеся за последние 10 лет коммунистические, троцкистские, социал-демократические, лейбористские и прочие левые партии начинались с очень грамотных манифестов. И на них и заканчивались.

 В отличие от новых левых партий, программные документы КПРФ и НПСР представляли и представляют собой набор плохо стыкующихся между собой фраз и лозунгов, порой просто анекдотических с смысловой точки зрения. Но действует! Членская база компартии Зюганова, которую клеймят все без исключения «обновленцы» составляет около 600 тысяч человек – примерно в 10 тысяч раз больше средней «партии нового типа».

 И ведь действительно, и в 1991-м, и в 1993-м, и в 1996-м ни одна партия в России не вела себя более двусмысленно (если не сказать более резко), чем КПРФ.

 В 1991-м году фактически произошло отречение от КПСС, благодаря которому российская компартия как бы сняла с себя все претензии к своей прародительнице, запрещенной указом Ельцина. Более того, ликвидацией партийного имущества занимался никто иной, как отец-основатель КПРФ В.Купцов. Правда впоследствии, когда встал вопрос о правопреемстве, выяснилось, что иные коммунистические организации, не хотевшие поступаться принципами, оказались пренебрежимо малы, а партия Зюганова-Купцова выглядела просто Гулливером среди лилипутов.

 В 1993-м году партийным лидерам фактически пришлось признать переворот, произведенный Ельциным, и таким путем сохранить себя для первых выборов в Государственную думу. Основной конкурент КПРФ, лидер РКРП Виктор Анпилов сидел в Лефортово, да и остальные лидеры оппозиции, активно принимавшие участие в обороне Дома Советов, как-то незаметно сошли на нет. Где Руцкой и Хасбулатов? Где Бабурин и Константинов? Собственно из всех участников обороны на плаву, в активной политике остался один лишь Макашов, да и то на вторых ролях в КПРФ, в роли «коверного», время от времени выкликающего магическое слово «жиды». Зато у молодого поколения партийцев есть твердая уверенность, что именно Геннадий Андреевич стоял в те памятные дни на баррикадах Красной Пресни во главе восставшего народа. И то сказать, почти 10 лет прошло, много за это время спуталось в памяти.

 Нельзя сказать, что и 1996 год, когда президентские выборы были фактически «сданы» без боя Ельцину и руководившему тогда им Чубайсу, был чистой страницей в истории КПРФ. Один факт- между первым и вторым турами выборов две партийные газеты – «Правда» и «Советская Россия» опубликовали на правах рекламы (то есть за деньги) призыв Юрия Лужкова… не голосовать за Зюганова, а отдать свой голос Ельцину.

 Естественно, никаких комиссий по расследованию злоупотреблений на выборах создано не было, и вопрос медленно, чтобы не травмировать сознание партийцев, спустили на тормозах.

 Но такова уж структура сознания «верных зюгановцев», что даже слово правды, расходящееся с их представлением о вожде и партии, воспринимается ими исключительно как поклеп, провокация и клевета. В результате те, кто после выборов 1996-го года требовал расследования, кто обличал двурушничество вождей КПРФ, надо сказать, вполне очевидное, не требующее какого-то детального расследования, оказались… врагами партии. Причем не верхушки, а именно врагами в глазах самых широких партийных масс.

 Эти массы с восторгом воспринимают своего вождя, азартно притопывающего и прихлопывающего при исполнении его любимой песни со словами «за Русь православную, за Русь САМОДЕРЖАВНУЮ!» Причем это на публике, на юбилее газеты «Правда» в доронинском МХАТе, непосредственно под портретом другого вождя, В.И.Ленина, от стыда углубившегося в чтение главной партийной газеты.

 Кто бы спорил, КПРФ сегодня вообще невозможно назвать коммунистической партией, с очень большой натяжкой – левой, и уж никак не оппозиционной. Наоборот, КПРФ является важнейшей опорой существующего в России порядка, без которой либеральная составляющая власти буквально бы «провисла» над обрывом социальной революции. Но именно партия Г.А. Зюганова является тем противовесом, который стабилизирует всю систему.

 Именно в заинтересованности, а отнюдь не в противодействии Кремля и кроется главная сила КПРФ. Ведь под возгласы о недоступности эфира для оппозиции мы имеем возможность наблюдать Г.А.Зюганова и его соратников практически в любом ток-шоу на ведущих каналах ТВ, причем нередко в прямом эфире. Именно проблемам КПРФ посвящены полосы многих исключительно либеральных СМИ.

 А где конкуренты КПРФ? Нет их. Мы наблюдаем монополиста на рынке оппозиционных услуг населению.

 С другой стороны, несомненно Г.А.Зюганову, Г.Н Селезневу, Н.И.Рыжкову и ряду других видных деятелей КПРФ принадлежит заслуга сохранения самого имени компартии в России. Разве мало мы знаем стран, где даже слово «коммунистический» является запрещенным к употреблению в названии организации?

 Нам не нравится откровенный оппортунизм зюгановской партии? Но во главе других, довольно перспективных партий были другие люди – Анпилов, Шенин, Тюлькин… И где они? Где их партийные массы? А партия Зюганова-Купцова есть и будет.

 И спустя какие-то годы (а что такое годы для истории?) лавирование, двурушничество и даже откровенное предательство забудутся, отойдут к области политической истории. А идея будет жить именно в воплощении имеющихся, и, может быть, в чем-то нам сегодня не симпатичных персонажей.

 Кто знает, может быть Троцкий и Бухарин были в сто раз правей Сталина, но в истории нет сослагательного наклонения. И, например, в фильме, который был снят к 90-летию «Правды», их имена вовсе не упоминаются. Как «не было» в истории великой газеты и Мехлиса, и греков Янникосов, и Эренбурга, и проекта «Правда пять», и даже… Геннадия Селезнева. Сегодня это вызывает немного недоуменную улыбку. А завтра недоумение вызовет упоминание кого-либо из них в «правдинском» контексте. Потому что история в конце концов пишется людьми.

 Если же вернуться к проекту новой коммунистической партии, то один из ее основателей, Игорь Маляров слишком активно проявил себя в трагедии 1993-го года, чтобы ему это забыли. Андрей Брежнев принадлежит к семье Леонида Ильича, а у нас в стране может быть только одна Семья. Они слишком образованные, чтобы быть своими в среде простого народа. И слишком независимы и решительны, чтобы не испугать этой решительностью и независимостью всесильных сегодня «пиджаков», хоть со Старой площади, хоть с Охотного ряда.

 Мне очень понравилось их программное заявление.

 Это очень плохой прогностический признак.

 

  Анатолий БАРАНОВ.

Новые коммунисты: манифест, программа, перcпективы

Автор Анатолий Баранов
Анатолий Баранов — российский журналист, политический деятель левого толка *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить