Обновленный Совет Федерации – Профессионализм без политики

По данным последних социологических опросов, более половины россиян до сих пор не знают, чем занимается Совет Федерации. Еще большее число граждан - свыше 60 процентов – ничего не слышали о проходящей сейчас реформе Верхней палаты парламента. Утешает одно: 30 процентов опрошенных все же согласились с тем, что Совет Федерации играет «важную роль» в жизни страны. Столь вопиющая, на первый взгляд, неосведомленность россиян о деятельности высшего органа законодательной власти страны имеет, тем не менее, весьма простые причины. И главная из них - Совет Федерации никогда не был “на виду” у публики, работая спокойно и “незаметно” для жаждущих зрелищ зрителей и читателей. Тем не менее, после начала реформы СФ верхнюю палату парламента явно поторопились «похоронить».

Оставим в стороне риторический вопрос, кто поспешил с самого начала реформы Верхней палаты заявить о политической смерти высшего органа законодательной власти страны. Все мы помним, какие эпитеты не так давно звучали в адрес Совета Федерации: и «карманный сенат», и «политическая декорация». Но сами сенаторы не согласились с отведенной им ролью статистов. Впрочем, иначе и быть не могло. Новый Совет Федерации радикально отличается от предыдущего. И, прежде всего - своим составом - в нем сегодня работают 64 сенатора с ученой степенью, в том числе 28 докторов наук. 71 сенатор имеет опыт практической парламентской работы, 49 являлись руководителями предприятий и организаций. Серьезные научные силы задействованы и в аппарате палаты - 30 докторов и 111 кандидатов наук.

Иными словами, большинство в новом Совете Федерации составили люди, предпочитающие конкретные дела пространным речам и заявлениям. От такого подхода к делу наши граждане немного отвыкли. При этом большинство из сенаторов оказались на удивление аполитичными, что впоследствии позволило спикеру Совета Федерации Сергею Миронову издать распоряжение, запрещающее создание объединений на политической основе. Профессионализм без политики – о подобном высшая представительная власть России прежде не могла и мечтать. Не удивительно, что новые сенаторы практически сразу же оказались востребованными в правительственных структурах и приступили к активному взаимодействию с ними - благо, опыт и профессионализм позволяет им говорить на равных с любыми госчиновниками. По всей видимости, именно этим чисто «рабочим» контактам нынешний Совет Федерации и обязан своим нынешним статусом, о котором все громче говорят в Москве

Одними из первых перспективу работы с новыми членами Совета Федерации оценили правительственные чиновники, начавшие активно привлекать сенаторов к разработке важнейших законопроектов еще задолго до утверждения нового регламента работы Верхней палаты. В этом была определенная логика. В отличие от политизированной Госдумы, превращающей принятие любого документа в политический торг, с сенаторами можно было говорить на языке цифр и фактов. Это позволяло не только значительно сократить дальнейшее утверждение законопроектов Верхней палатой, но и заранее соблюсти баланс интересов Федерального центра и регионов. Соблюдение такого баланса, по всей видимости, и станет основной функцией нового сената. Раздираемой противоречиями стране просто необходим профессиональный «арбитр», обладающий правом законодательной инициативы и не отягощенный политическими пристрастиями. Государственная дума выполнять эти функции пока не в состоянии – как известно, большинство депутатов представляют в ней интересы не избирателей, а своих партийных лидеров. Новый состав Совета Федерации не только полностью подконтролен законодательному собранию и администрации регионов, но и весьма профессионален, а потому вполне способен выполнить функцию такого «арбитра». Причем касается это не только взаимоотношений Центра и регионов.

Так, еще осенью минувшего года часть сенаторов нового созыва приняли участие в обсуждении и разработке законопроектов по энергетике, а представитель Законодательного собрания Иркутской области Валентин Межевич вошел в состав Временной рабочей группы, созданной при участии Минэкономразвития, Минатома и РАО ЕЭС. Аналогичным образом велась работа и по другим направлениям – в частности, по военной и судебно-правовой реформе, блоку законопроектов в социальной сфере. При этом практика показала, что степень проработки вопросов сенаторами очень высока – недаром большинство из подготовленных таким образом законопроектов принимается Верхней палатой при минимальной дискуссии.

Однако главным и весьма неожиданным для многих итогом первых месяцев работы сенаторов стало формирование вокруг Совета Федерации качественно нового регионального лобби. Как ни странно, с уходом губернаторов Совету Федерации стало куда проще общаться с правительственными чиновниками. В принципе, в этом также нет ничего удивительного. Губернаторы – должность как ни крути политическая, тем более, что большинство глав регионов состояли в партийных структурах. Так что деловое общение с Правительством всегда осложнялось целым рядом факторов, среди которых немалое место занимали личные амбиции и политические симпатии обеих сторон. В итоге складывалась ситуация, при которой правительственные чиновники предпочитали под благовидным предлогом улизнуть от рандеву с главами регионов.

Сегодня ситуация в корне изменилась. Тесное взаимодействие с правительственными чиновниками позволило сенаторам не только активнее «пробивать» принятие жизненно важных для своего региона решений, но и существенно расширило лоббистские возможности глав законодательной власти на местах.

Например, 30 января, по информации представителя законодательного собрания Новосибирской области Юрия Алаферовского, состоялся первый общий сбор сенаторов Сибирского федерального округа, на котором был подготовлен план их совместной работы с аппаратом полпреда в СФО. Главным вопросом для сибирских членов СФ стало обсуждение проекта "Стратегии развития Сибири", к которому, по словам Алаферовского, "очень разные подходы". В частности, большинство сенаторов настаивает на том, чтобы плата за природные ресурсы не уходила в федеральную казну, а оставалась в сибирских субъектах. По мнению Юрия Алаферовского, это сложный вопрос, но Правительство при распределении этих доходов должно учитывать особенности сибирских территорий (повышенный расход тепло и электроэнергии, транспортные нагрузки, погодные условия).

Судя по всему, обновленный Совет Федерации призван стать катализатором взаимодействия между законодательной и исполнительной властью на местах. В то же время комплектование сената по лоббистскому принципу резко снижает возможный "градус" оппозиционности верхней палаты. Главное для лоббиста - поддерживать нормальные отношения с властью, в противном случае его потенциал резко уменьшается, а активность может носить контрпродуктивный характер. Опытный лоббист никогда не пойдет на политически необдуманный шаг, который может нанести ущерб деловым интересам региона, который он представляет в законодательном органе.

Время внутренних войн стремительно проходит, и вскоре многие главы регионов будут поставлены перед нелегким выбором: либо продолжать «охоту на ведьм», либо выстраивать профессиональное лобби в Москве, благо такая возможность сегодня как никогда реальна. Без согласованных действий обеих ветвей власти их представителям в Москве будет непросто добиться успеха в решении важнейших проблем регионов. И главным проводником этого диалога, по-видимому, станет обновленный Совет Федерации. О котором так мало знают россияне, но голос которого хорошо слышат в Правительстве.

Олег Артюков

«ПРАВДА.Ру»

Ссылки по теме:

Страна.Ru:

Алтайский сенатор Владимир Германенко: "После выборов сенаторов регионы о них забыли"

Regions.ru:

Москва. Около 90 процентов россиян затруднились ответить, в чем же суть нового принципа формирования Совета Федерации РФ.

Москва. Более половины россиян не знают, чем занимается Совет Федерации РФ.

ABNews.ru:

Около 90% россиян затруднились ответить, в чем же суть нового принципа формирования Совета Федерации РФ.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить