Дмитрий Литвинович: двоякий смысл закона «О военном положении»

Госдума приняла в четверг сразу во втором и третьем окончательном чтении конституционный законопроект «О военном положении».

Как передает корреспондент РИА «Новости», за принятие внесенного президентом закона при необходимых 300 голосах в третьем чтении проголосовали 364 депутата.

Закон «О военном положении» – один из немногих федеральных конституционных законов, который до сих пор не принят, несмотря на то, что он прямо предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Отсутствие на протяжении многих лет закона о военном положении приводит не только к тому, что в конституционном законодательстве Российской Федерации имеется существенный пробел. Без этого закона сдерживаются разработка и принятие других нормативных правовых актов, связанных с вопросами мобилизации, гражданской обороны и другими вопросами, а также затрудняется проведение соответствующих практических мероприятий.

В 2000 году проект закона «О военном положении» был внесен в Государственную Думу группой депутатов. Этот законопроект прошел, все предварительные стадии законодательной процедуры и был подготовлен к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении.

Президентом Российской Федерации в апреле этого года был также внесен свой законопроект взамен того, который вносился им еще в 1997 году, но принят не был.

Депутаты, рассмотрев два варианта пришли к выводу, что президентский вариант законодательно проработан гораздо лучше, поэтому в первом чтении был принят именно он. События 11 сентября стали второй датой рождения для этого законопроекта. И вот сегодня закон был принят сразу в двух чтениях. Тем самым депутаты подчеркивают, что принятие этого закона является насущной необходимостью для страны.

Необходимость принятия закона никто оспаривать не собирается, но вот трактовка закона вызывает неоднозначную реакцию.

Под военным положением в законе понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Период действия военного положения начинается со времени начала действия военного положения, установленного указом Президента Российской Федерации, и заканчивается со времени отмены (прекращения действия) военного положения.

Следовательно, решение о введении и прекращении военного положения целиком и полностью лежит на президенте. В принципе ничего страшного здесь нет, потому что президент как верховный главнокомандующий обладает всей полнотой власти икому как не ему принимать такое решение. В законе детально прописаны возможные причины, следствием которых будет введение военного положения.

Актами агрессии признаются, в частности, вторжение вооруженных сил иностранного государства на территорию РФ, любая военная оккупация территории России, любая аннексия территории или ее части с применением вооруженной силы. Актом агрессии также считается бомбардировка вооруженными силами иностранного государства территории России или применение любого оружия против нее, блокада российских портов или берегов силами иностранного государства.

Кроме того, агрессией признается засылка любым иностранным государством или от его имени вооруженных банд, групп, нерегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против России.

Таким образом, если следовать букве закона, то Россия давно должна была ввести военное положение, потому что с территории иностранного государства в частности Грузии к нам регулярно попадают вооруженные бандформирования.

Также неплохо бы сказать, что с вступлением этого закона в силу весь Северный Кавказ можно легко объявить территорией находящейся на военном положении. Для центра – это решение кавказской проблемы радикальным способом со всеми вытекающими отсюда, а именно: ограничение прав и свобод граждан, отмену выборов и т.д. Это кстати касается не только Северного Кавказа, но и других регионов.

Конституционные нормы на период действия военного положения действуют с учетом особенностей установленных законом «О военном положении». Затрудняюсь это расшифровать.

Туманность отдельных формулировок закона оставляет широкую возможность для вольного их трактования, что для столь серьезного закона является неприемлемым. Никто, конечно, не говорит о диктатуре закона или о диктатуре вообще, но признайтесь что в чьих то руках такой закон – великолепный инструмент для решения многих проблем. Тем более в нашей стране ох как много горячих точек.

Дмитрий Литвинович

"ПРАВДА.Ру"

Ссылки по теме:

Независимая газета:

Закон о ЧП может быть принят в первом чтении

КоммерсантЪ:

Госдума приняла закон "О военном положении"

KMnews:

Принят закон о военном положении

RBC:

Госдума одобрила проект федерального конституционного закона о военном положении.

Страна.Ru:

Военное. но не чрезвычайное

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *