Олег Нечипоренко: Первым разведчиком Был змей, искусивший Еву

В СССР существовала самая мощная спецслужба. Сейчас организация, некогда называвшаяся КГБ СССР, раздроблена. А ее прошлое окутано страшными историями, тайнами и легендами. Разведчики начинают говорить, только тогда, когда они становятся «бывшими». Тем интереснее эти свидетельства.

Сегодняшний гость ПРАВДЫ.Ру - Олег Максимович Нечипоренко, бывший сотрудник ПГУ КГБ СССР, работавший в подразделении внешней контрразведки (управление «К»).

Разведчик. Работал в Мексике с 1961 по 1965 год и с 1967 по 1971 год. Заместитель резидента в Мексике по внешней контрразведке. Был выдворен из страны за попытку организации государственного переворота. В ЦРУ его называли лучшим оперативником КГБ в Латинской Америке.

Олег Максимович пришел работать в КГБ в 14 отдел, который обеспечивал безопасность советских колоний за рубежом. Проработав там до 1984 года, он закончил службу начальником одного из отдела управления «К», в функции которого входило отслеживание процессов происходящих с международным терроризмом.

- Олег Максимович, как управление «К» проводило борьбу с терроризмом?

- В конце 70-х была создана структура для отслеживания процессов, происходящих с международным терроризмом. Осуществлялось наблюдение за деятельностью этих организаций через источники в иностранных спецслужбах. Получая информацию, мы отправляли ее в соответствующие инстанции на территории Союза, и эти сведения передавались нашим органам внутренней контрразведки для создания соответствующих барьеров на пути проникновения к нам разного рода террористических проявлений.

- 70-е годы – это было время Холодной войны между США и СССР. Все, что хорошо для нас, было плохо для них, и наоборот. Тем не менее, проводилась ли аналитическая работа, которая бы определяла, кого стоит поддержать «там», а кого - нет?

- Здесь надо провести границу между функциями, которыми занималась внешняя разведка КГБ. Управление «К», в котором я работал, занималось проблемами внешней контрразведки. То есть, это было обеспечение безопасности деятельности советских учереждений и их сотрудников за рубежом, обеспечение безопасности деятельности самой разведки. Все это достигается не только защитными, но и наступательными методами, которые включают в себя проникновение в спецслужбы противника, чтобы «изнутри» получать информацию о деятельности этих служб против нашей разведки и наших учереждений.

В то же время мы не занимались решением политических проблем. Этим занималась ПР - политическая разведка. Она занималась изучением политической информации, анализом проблем и тенденций развития в тех или иных странах, регионах.

- В фильме «Невеста с приданным» говорится, что ряд наших эмигрантов на Кубе был завербованы советской разведкой, и они использовались для проведения террористических операций на территории США. Это так?

- На Кубе, как и в ряде других стран социалистического содружества, существовали представительства наших спецслужб. Они поддерживали контакт с местными службами. Общим и главным противником всех стран социалистического содружества являлись США. Контакт такой поддерживался, но в зависимости от интересов страны речь могла идти об обмене информацией, и соответствующем взаимодействии на оперативном уровне. В 80-х годах кубинцы рассказали о 12 разведчиках, которые работали двойными агентами на территории США.

- КГБ мог принимать участие в подготовке этих разведчиков?

- КГБ мог даже не знать о них. Помощь в подготовке кубинских специалистов проводилась, но то, как они использовали эти знания, это было их делом. Они могли делиться информацией, но это не значит, что они открывали своих агентов.

А сейчас в США существует агентура кубинцев?

- Это их заботы. Политические интересы требуют необходимости получать информацию о противоположной стороне.

- Правда ли, что укубинцев была настолько хорошая агентура, что ею было предотвращено покушение на Фиделя Кастро в 1959?

- Это было во время расследования деятельности ЦРУ против Кубы. Многие операции, которые готовили американцы против Кубы, были раскрыты с помощью кубинской агентура.

- К чему привели эти расследования в США?

- Это привело к отставке директора ЦРУ, ряда сотрудников более низкого ранга. Это привело к структурной реорганизации и кадровым перестановкам в ЦРУ. Это позволило им модернизировать свою службу. За шесть лет там произошло шесть реорганизаций. А спецслужбы - это довольно консервативные структуры, которые при таких встрясках снижают эффективность своей работы.

- Насколько США интересовались странами Ближнего Востока и Латинской Америки?

- Этим странам уделялось очень большое внимание. В ЦРУ были большие подразделения, которые вели работу на территории Латинской Америки, был отдел Ближнего и Среднего Востока. У них существовали там не только резидентуры, но еще и региональные опорные пункты, которые оказывали содействие резидентурам ЦРУ конкретных стран.

- Вы видели фильм «Выстрел» Оливера Стоуна про убийство Кеннеди? Вы помните, что помогал расследовать дело один из сотрудников отдела спецопераций. В этом есть доля правды?

- Это пример того, насколько может быть законспирирована организация политического убийства. При подготовке своей книги «Освальд: Путь к убийству президента» я не нашел фактов существования какой-либо заговорщической структура против Кеннеди. Доказательств того, что к 23 ноября 1963 года в Далласе созрел заговор, в доступной мне информации я не нашел.

Стоун создал свой фильм на основе материалов расследования комиссии Конгресса в середине 70-х, посвященных организации ЦРУ США политических убийств за рубежом. Это модель соответствует методам деятельности в 60-70-е годы за рубежом. В фильме это переносится на территорию США, в этом и обвинялось ЦРУ – в использовании своих методов в отношении американских граждан.

- То есть американские граждане не такие уж свободные от деятельности ФБР и ЦРУ?

- В свое время в американской литературе были карикатуры, которые назывались «Большой брат». Например, изображался бегущий американский гражданин, а над ним нависало огромное ухо, символ постоянного контроля. Было огромное количество нелегально заведенных досье против американцев.

- Действительно директор ФБР Эдгар Гувер обладал таким авторитетом, что мог в прессе открыто критиковать Кеннеди?

- Я не помню такого, чтобы он открыто в прессе критиковал президента. Но авторитет у него был действительно большой. Возглавляя несколько десятков лет спецслужбу, он неизбежно располагал компрометирующей информацией о многих людях, причем о тех периодах времени, когда эти люди ничего из себя не значили. Но по мере того, как они достигали высот карьеры, эта информация для них становилась страшной и поэтому Гувер, располагая такой информацией, представлял для них определенную угрозу.

Я хотел бы, чтобы люди относились к этим вещам, о которых мы с вами говорим, как к достоянию истории. Чтобы не выхватывали куски этой истории и не накручивали на них какие-то собственные выводы. Хотя с историей сейчас именно это и происходит. Спецслужбы существуют с сотворения мира. Первым разведчиком был Змий, искусивший Еву, поскольку она стала первым агентом. Спецслужбы зародились тогда же, когда появилась первая древнейшая профессия. Спецслужбы будут существовать в любые времена в любом государстве.

Беседовал Илья Тарасов

ПРАВДА.Ру

Олег Максимович Нечипоренко - Генеральный директор «Национального антикриминального и антитеррористического фонда», полковник ПГУ КГБ в отставке