Анатолий баранов: вице-мэр Шанцев занялся "практической магией"

После устранения неудобных кандидатов, у московской бюрократии остался только один противник - избиратели. Единственное, что может остановить "туркменский" механизм выборов в Мосгордуму - это их срыв. Естественно, все силы и все внимание властей нацелено на "заклинание явки".

Руководитель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов ожидает резкого понижения интереса москвичей к выборам. Он уже готов к тому, чтобы обеспечить возможность для голосования на дому всем 100 процентам москвичей, в чем ему транспортом и прочими средствами всецело готова помочь городская администрация. Естественно, подобный механизм резко снижает возможности контроли за голосованием, и без того весьма затруднительные. Ведь в городе около 4 тысяч избирательных участков, и кроме КПРФ, ни одна политическая структура (не говоря уж о независимых кандидатах) не в состоянии обеспечить здесь полного охвата. Если же избирательные урны с этих 4 тысяч участков начнут, подобно тараканам, разбегаться в разные стороны, уследить за процессом становится положительно невозможно. При таком раскладе подсчет бюллетеней становится простой формальностью, ибо результат предрешен заранее.

Кажущимся противоречием с мнением Горбунова звучит голос вице-мэра Валерия Шанцева, утверждающего, со ссылкой на неназванных социологов (прямое нарушение пункта 4 статьи 36 городского избирательного закона, которая гласит:"При публикации результатов опроса общественного мнения, связанного с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности."), что 37-38 процентов москвичей твердо намерены идти на выборы и только 15 процентов отказались голосовать.

Противоречие в том, что на прошлых выборах средняя явка не достигала и 30 процентов, а на некоторых участках колебалась в районе рискованных 25 процентов. И вообще странно, что при такой низкой активности выборы в 1997 году состоялись во всех округах. Но если данные Шанцева верны, то и беспокоиться не о чем, 37-38 процентов - это очень много.

Но неприятность в том, что на прошлых выборах по опросам изъявили желание прийти более 60 процентов, а реально явились меньше 30-ти. Так бывает абсолютно на всех выборах, и это ясно любому социологу - намерение прийти надо рассматривать с очень сильным понижающим коэффициентом.

А вот твердое нежелание голосовать у 15 процентов избирателей - это серьезнейший признак назревшего социального и политического протеста. При таком количестве "отказников" следует ожидать примерно такого же количества голосующих "против всех". Подобная картина была в Москве только на первых выборах в Мосгордуму в декабре 1993 года, когда Дом Советов еще стоял обугленный и будущих депутатов Мосгордумы вообще никто не знал. Протест москвичей был настолько силен, что только в двух округах результат "против всех" был меньше, чем число голосов, набранных победителем гонки. В остальных округах победил "господин против всех". Но тогда, пользуясь "революционным правосознанием", Мосгоризбирком фактически кооптировал кандидатов, набравших простое большинство голосов, против воли избирателей.

Подобный опыт, уже пережитый однажды столицей, говорит, что голосование "против всех" увеличивает явку, но не дает возможности реализоваться протесту. И это москвичам уже очень хорошо известно.

Таким образом, заклиная явку, господин Шанцев фактически занимается "практической магией", которая, по определению, является практикой воздействия на причину, путем имитации следствия. Так тунгусский шаман рисует углем на стене пещеры зверя, попавшего в капкан, пытаясь привлечь в расставленные силки реальную дичь. Господин Шанцев рисует в средствах массовой информации картину высокой явки, пытаясь привлечь реального избирателя к урнам для голосования. Шаман темен и дик, господин Шанцев, наоборот, весьма образован и цивилизован. Но способ один и тот же.

Единственное отличие вице-мэра от шамана в данном случае состоит в том, что первый целиком зависит от успеха своего камлания. Администрация же имеет "административный ресурс", выражающийся в переносных урнах и возможности неограниченного из заполнения. И всегда можно сослаться на себя же, любимого. Мол, я же говорил, что 37-38.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить