Россия-НАТО: новые отношения. Минобороны против

Политику президента Путина за время его правления (а это уже почти два года) смело можно разделить на два эпохальных участка: внутренний этап и внешнеполитический, в который Россия семимильными шагами вступила после 11 сентября 2001 года. Оба этапа пока можно оценить как успешные. С небольшими оговорками.

На внутреннем этапе второму президенту России удалось поубавить суверенитету региональным лидерам (сейчас они все так же бесчинствуют на местах, но на федеральный уровень уже не замахиваются). Возродить имидж России внутри самой России, дать народу определенные надежды и вполне конкретные деньги (погашение задолжности по зарплате и пенсиям в масштабе страны), принять ряд судьбоносных законопроектов (с переменных успехом работающих), победить олигархов, воспитать новых олигархов, гораздо более к власти лояльных, как минимум, на словах. Добиться того, что Россия уже два года живет без иностранных кредитов, притом, успешно отдает долги. И вот последнее решение президента: реформа армии и переход к формированию вооруженных сил на контрактной основе.

Увеличение финансирования бюджетной сферы и, что немаловажно, армии.

Во внешней политике Владимиру Путину удалось добиться невероятного потепления отношений с мировым сообществом и, в первую очередь, с США. Как уже отмечали аналитики, то, на что министр печати России планировал потратить миллионы долларов – а именно – улучшение имиджа Росси за рубежом, - президенту Путину удалось сделать фактически за бесплатно. Одним телефонным звонком с соболезнованиями и дальнейшими политическими ходами в рамках всемирной антитеррористической операции.

Россия для США больше не враг, Россия для США теперь почти друг. О Европе упоминать не приходится, и так ясно, кто и в какой степени играет главную скрипку на мировой арене.

Россию приглашают вступить в НАТО. Россия кокетливо отказывает, но заявляет, что «сотрудничать будем настолько тесно, насколько надо…»

Что самое важное – Россия проводит грамотную и последовательную внешнюю политику, что великолепно видно на примере Афганистана.

Дружба дружбой, а выгода порознь. Ну а то, что американские СМИ вдруг испугались российских солдат с автоматами в Кабуле – так это не солдаты. Это подразделения МЧС, гуманитарная акция. То, что подразделения МЧС – самая настоящая армия в армии, с авиацией, бронетехникой, своим спецназом и т.д. – Россия тактично умалчивает.

Картина, конечно, великолепная. Слава и успех, и почти бесплатно.

И вдруг, весьма неожиданными на общем благополучном фоне, прозвучали заявления Генштаба российской армии:

«Руководство Генштаба считает нецелесообразным вступление России в военную организацию НАТО. По словам первого заместителя начальника Генштаба ВС России генерал-полковника Юрия Балуевского он «однозначно видит, что России вступать в военную организацию НАТО нет никакой необходимости». Как отметил генерал, «Россия - это самодостаточное государство, способное решить проблемы национальной и военной безопасности».

И далее Юрий Балуевский высказывает и вовсе крамольную мысль. В Генштабе вооруженных России считают, что США никогда не пойдут на ратификацию Договора по СНВ-2. Вместе с тем он отмечает, что Россия никогда не шла на уступки США и не будет их делать в вопросах ПРО и СНВ. «Уступок нет и не может быть в принципиальном плане».

Мнение Генштаба, таким образом, несколько расходится с общей политикой руководства России. Нужно отметить, что резкие заявления руководства российской армией (в частности, касаемо сомнений в готовности США ратифицировать СНВ-2, в соответствии с которым Россия уже давно режет свои ракеты) сделаны, казалось бы, в момент наиболее безоблачных отношений с нашими «партнерами».

Самое интересное, что это уже не первый подобный демарш военных. Чуть более недели назад в СМИ внезапно выступили известные российские флотоводцы, изложившие свое мнение о причинах гибели АПЛ «Курск». Вопреки мнению правительственной комиссии по расследованию причин трагедии, военные полагают: причина гибели лодки – столкновение с иностранной субмариной.

Внезапное выступление высоких чинов российского флота наделало немало шума, опять таки, в свете «безоблачных отношений».

Вообще, следует отметить, что военачальники значительно активизировались, наперебой дают интервью СМИ, выступают по телевидению. Занимаются PR-ом, одним словом.

И, наконец, как нам стало известно из осведомленных источников, на недавней встрече президента с армейским руководством главе государства был в лоб зачитан чуть ли не ультиматум. Не скрывая ничего, военные заявили, что российская армия умирает, число боеспособных подразделений сокращается, обороноспособность страны на грани краха.

Подобных резких заявлений (которые, судя по всему, поддержал весь генералитет, присутствовавший на встрече), российские военные не делали уже давно. Более того – их никто не ожидал. Президент зачитал обращение к военным «не по теме», так как готовился к совершенно иному приему.

Судя по всему, в России намечается очередной конфликт между политической властью и военными.

Ситуация не уникальна. Подобный вялотекущий конфликт существует в России с момента начала «Перестройки» Горбачева. Ельцин боролся с армейским недовольством методом «сдержек и противовесов», в частности, усиливая войска МВД «на всякий пожарный», создавал боеспособные и хорошо оснащенные войска МЧС.

Кстати, до сихпор никто не дал однозначного ответа – зачем спасательному ведомству Шойгу боеспособная армия, оснащенная бронетехникой и современными вооружениями. Зато существует версия, что создавались войска МЧС именно как противовес «остальной» армии. Тоже «на всякий пожарный».

Один из пиков армейского недовольства политикой страны пришелся на 1993 год, времена знаменитого «Путча №2». В осажденный Верховный Совет тогда кипами поступали телеграммы из частей российской армии со словами поддержки.

Удивление может вызвать лишь то, что очередной пик недовольства возникает именно сейчас, когда, казалось бы, финансирование армии увеличивается, вновь, после десяти лет стагнации, получают заказы оборонные предприятия. Россия выходит на мировые рубежи, действия нашей страны в Афганистане уже сравнивают с «Приштинским» броском.

Думается, все дело именно в «потеплении отношений». Генералитет прекрасно представляет себе, чем чревато подобное потепление для армии и государства.

Предыдущее «лавинообразное» потепление отношений произошло во времена правления Михаила Горбачева. Последствия были самыми катастрофическими. СССР под овации, массовую западную любовь и понимание загнали в долговую яму, пошел процесс развала экономики, производства, сельского хозяйства, который продолжался все годы правления первого президента России Бориса Ельцина.

Сильнейший удар был нанесен по армии – то, что мы имеет сейчас – последствия «крайне теплых отношений» и повальной любви к советской символике в США и странах Запада.

Именно тогда были сделаны «шаги доброй воли»: односторонний мораторий на ядерные испытания, договоры о сокращении вооружений, перенацеливание ядерных боеголовок, многое другое.

Был открыт путь для расширения НАТО на восток, чему противостоит Россия вот уже много лет.

Естественно, генералитет крайне озабочен новыми дружескими отношениями с НАТО. Россия вновь идет на односторонние шаги – вывод последних оставшихся международных баз, к примеру. Ратификация договора по СНВ-2, в ратификации которого американской стороной Генштаб уже откровенно сомневается.

Обещания, что в случае развертывания НПРО Россия выйдет из договора СНВ-2 так и не были реализованы.

Запланированный и широко разрекламированный поход Северного флота в Средиземное море (по некоторым данным, Россия должна была обеспечить свое военное присутствие в регионе к выборам в Югославии) не состоялся, несмотря на заверения, что катастрофа «Курска» никак не повлияет на эти планы.

Сдача позиций в Абхазии.

И, наконец, то, что происходит прямо сейчас. Политика России в отношении Афганистана заслуживает всяческой похвалы. Однако сколько бы войск МЧС не было введено в Кабул, России не вернуть влияния, которым обладал СССР в этой стране.

Одновременно, под шумок антитеррористической операции, возникла вполне реальная угроза распада СНГ. Войска НАТО высадились в Таджикистане и Узбекистане, в непосредственной близости от границ России, о поддержке усилий Альянса заявляют Казахстан, Киргизия, Туркменистан. Украина открыла для авиации НАТО воздушное пространство.

Что получила Россия в обмен на новые военные базы США в Средней Азии и на закрытие военных баз на Кубе и во Вьетнаме? В общем-то ничего. Ограниченную свободу действий в Афганистане, обещания об отмене пресловутой поправки Джексона-Венника, договоренность о сокращении ядерных вооружений.

США в любом случае рано или поздно (одновременно со вступлением России в ВТО) отменили бы поправку, в соответствии с которой Россия не считается страной с рыночной экономикой.

Сокращение ядерных вооружений существует пока лишь на словах двух президентов. И, опять таки, США такое сокращение только на руку, учитывая планы по созданию национальной ПРО. Россия же, итак сократившая значительную часть ядерных вооружений, вновь оказывается в проигрыше.

То есть, если рассмотреть ситуацию не с политической точки зрения, а с точки зрения стратегической стабильности, Россия не получила ничего. При том, что НАТО оказалась у самых границ России в результате очередного «потепления отношений».

Такая ситуация никак не может не настораживать Генштаб России. Как бы там ни было, как бы ни были безоблачны наши нынешние отношения с НАТО, никто не отменял принципа об отсутствии постоянных друзей и постоянных врагов - существуют лишь постоянные интересы.

Никто в ВС России не снимал с НАТО определения «потенциального противника». Который по политическим причинам оказался там, где его быть не должно.

Видимо, это и стало одной из причин нынешнего обострения отношения военных с политической властью страны.

Вряд ли эти противоречия зайдет слишком далеко. Но сигнал достаточно симптоматичный. Для политического руководства.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить