Нынешние Учебники по отечественной истории просто ужасны. Новые будут лучше?..

Вчера на заседании российского правительства обсуждался вопрос о пригодности нынешних учебников по новейшей истории для учебного процесса. Поводом послужило прозрение премьер-министра Михаила Касьянова, который «нашел очень много удивительного» в учебниках по истории России. Касьянов на заседании читал и цитировал школьный учебник, и искренно удивлялся, как же такие книги были допущены министерством образования к использованию…

Действительно, то, по чему учатся российские дети, оставляет желать много лучшего. Так, из этих «трудов» (как, отдадим должное, справедливо заметил Касьянов), например, следует, что российские войска покинули территорию Чеченской Республики, а премьер-министром России является Сергей Владиленович Кириенко. Лев Троцкий был милым и добрейшей души человеком, павшим жертвой борьбы с партийной бюрократией… Много всяких несуразностей, поистине бредовых оценок, в изложении событий российской истории часто отсутствуют элементарная взаимосвязь и логика.

Учебники «История России XX века» издательств «Дрофа» и «Просвещение», на которых останавливался Касьянов, не выдерживают никакой критики. Но и другие подобные пособия для школьников – а всего в России издается около 1192 наименований – немногим лучше, а то и еще хуже.

Эксперты правительства России посчитали, что оставлять и дальше издание учебников исключительно в руках министерства образования нельзя – необходимо привлечь «более широко подготовленных и разносторонних специалистов».

На заседании было решено, что новые варианты учебников по истории будут подготовлены уже к началу будущего учебного года. И как сообщил сегодня после встречи с президентом спикер Госдумы Геннадий Селезнев, Владимир Путин возьмет вопросы образования под личный контроль и федеральная власть будет жестко контролировать содержание учебников.

Вроде бы похвально, что родное российское правительство, наконец, озаботилось образованием подрастающего поколения. Однако то, какие рекомендации давал Михаил Касьянов будущим авторам школьных учебников, говорит лишь о том, что новые «труды» российских «историков» будут по своей сути такими же, как и раскритикованные премьером, иными словами, - «оба хуже»…

Так, Касьянов выразил недовольство (и собравшиеся с ним согласились) , что в книгах, мол, нет ни слова о «демократическом выборе» России, который поддерживает большинство населения. «Через 10 лет после становления нового российского государства недопустимо не упоминать в учебниках о ценностях демократического общества, о том, что сам народ избрал путь рыночных преобразований». Зато часто можно встретить «слова из прошлого» - такие, как «рабочий класс», «трудовая интеллигенция», и новые термины – «уголовный беспредел», «новые русские» и др. (они, видно считает Касьянов, появились на пустом месте, бросают тень на «реформируемую» Россию).

Не удовлетворяет правительственных чиновников и описание деятельности Евгения Примакова на посту премьера, о котором в учебниках написано, что «начатая им борьба с коррупцией вызвали недовольство терявшего народную поддержку Кремля и финансовых олигархов - крупнейших воротил отечественного бизнеса». Деятельность Примакова, вообще, проходит «красной нитью» через многие учебники. Но созданный «позитивный образ Примакова», считают в правительстве, не соответствует действительности. От себя добавим, «не соответствует» потому, что Примаков, мягко говоря, все последнее время не очень ладит с Кремлем, и не входит в прокремлевские объединения типа «Единства»…

(В вопросе касательно деятельности Примакова авторов современных учебников, однако, можно понять: кого-то то надо выделить молодежи, и уж лучше премьер Примаков, с которым действительно связывались надежды, чем тот же премьер Кириенко, Степашин, Черномырдин, главный «оппозиционер» Зюганов или кто-либо еще из поры 90-х, «панимаишь»…)

Вообще, прав генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков, когда говорит, что в несовершенстве содержания учебников по новейшей российской истории не следует винить одних авторов или издателей. Тут, действительно, имеют место «объективные причины». За последние 10-15 лет в российском обществе были практически утрачены все прежние ценности и ориентиры, которые десятилетиями формировали мировоззрение русского (советского) человека, и процесс этот, к сожалению, и по сей день не остановлен, - и мог, может ли в этих условиях появиться настоящий, достойный учебник?..

Хочется, конечно, надеяться, что в наступившем веке этот процесс распадавсе же удастся остановить. Появились уже определенные признаки в современной России - которые позволяют надеяться.

Хотя по поводу новых учебников, которые нам пообещали сделать уже к сентябрю будущего года, все же обольщаться не стоит. Пока наши «чины» упорно продолжают перекраивать историю под себя…

Сергей ЮГОВ

Ссылки по теме:

ОРТ:

ИЗДАТЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НЕ УСПЕВАЮТ ИДТИ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

Ссылки по теме:

Независимая Газета:

Учебники как способ наживы?

Министры ищут ошибки в истории России

1152 книги в школьном ранце

Реформа образования: proтив и contra

Комсомольская Правда:

Спекулянты дерут за учебники втридорога

YTPO.ru:

ССОРА ГОСУДАРСТВ ИЗ-ЗА УЧЕБНИКА ИСТОРИИ

ЗАВТРА.ru:

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ -МИНИСТРУ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИМИРУ ФИЛИППОВУ

Российская Газета:

Переписывать историю нельзя

СеверИнформ:

Департамент образования администрации Архангельской области приглашает принять участие в конкурсе на изготовление школьного учебника.

ПРЕСС-ЦЕНТР.РУ:

Скандал из-за школьных учебников

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить