Девятов-Мартиросян: осмысливая Диагноз. Разговор коммуниста и беспартийного о статье Г.Зюганова «глобализация: тупик или Выход»

Мартин Мартиросян : Для меня, представителя древнего армянского народа, 1700 лет назад принявшего христианство, процессы, происходящие в современном обществе более понятны в координатах «Традиция» - «Развитие», нежели в привычном для коммунистов ракурсе «Капитализм» - «Социализм». Я родился и учился на земле, где на горе Арарат найден ковчег прародителя человеческой цивилизации Ноя. Поскольку по меркам истории моё становление происходило совсем недавно - при расцвете Cоветской власти, то я совершенно согласен с выводами о том, что социализм, как социально-экономическая система, в конечном счёте непременно победит. При этом, победит не потому, что он уж очень хорош где-то теперь, но потому, что капитализм бесспорно уродлив в несправедливости и плох для жизни именно следующих поколений людей. В тоже время «душой и сердцем» я не принимаю сделанные от большого ума выводы о том, что глобализация – это неизбежный итог развития мира в ближайшей обозримой перспективе. Я сердцем чувствую, что глобализация это и не капиталистический тупик и не социалистический выход, но фикция, какая-то умозрительная подмена, какой-то очередной «изм», навязываемый интеллектуалами в европоцентристской системе смыслов и значений новоанглийского языка с малопонятными словами типа «миллениум». История всех до сих пор существовавших обществ убедительно показывает, что абсолютная глобальная гегемония невозможна. Мощнейшие империи: Египет, Ассирия, Рим, Византия ориентированные от ума на поступательное развитие, на наращивание количества власти, богатства и славы распадались, и многие многочисленные народы, некогда составлявшие их опору, затем почти бесследно растворились. И наоборот, народы, живущие в координатах качественных традиционных ценностей «зова сердца» и «голоса крови», и, прежде всего, семейных ценностей, проходя циклы подъёма и упадка, даже в рассеянии сохранились и спокойно взирают на очередной «вызов» сил, наверное, находящихся уже на излёте порыва своего прямолинейного развития. Не прямая прогресса, но цикл – вот естественный закон природы. Где сегодня растут хвойные леса, через двести лет будут расти лиственные, а ещё через пару веков – опять хвойные. Более того, нельзя не заметить, что в современном мире, антиподом «золотому миллиарду» претендующему на глобальную гегемонию и живущему в координатах европоцентристского количественного наращивания «процветания и прогресса», противостоит живущий в координатах суверенной конфуцианской традиции полуторамиллиардный Большой Китай (с Гонконгом, Макао, Тайванем, Сингапуром и диаспорой в странах Азиатско-Тихоокеанского региона). При этом назвать недоразвитой китайскую цивилизацию язык не повернётся. Диагноз расстановки сил в современном мире у нынешних архитекторов доктрины глобализма, на мой взгляд, неверен.

Андрей Девятов : Сразу же хочу, не возразить, но добавить, что под руководством коммунистической партии в материковом Китае народ живёт в условиях-таки социализма, хотя и с китайской спецификой. Другое дело, что специфика эта включает и конфуцианскую традицию, и рынок, и курс «одно государство – две системы». Я, красный русский, с 1976 года и до конца 20 века, в общей сложности17 лет прожил в Китае. Видел частую и яркую непохожесть китайской цивилизации на другие в разных уголках страны от Гонконга до Тибета и под разными углами зрения. В историческом плане, большая часть моей практики пришлась на время строительства в Китае этого самого «социализма с китайской спецификой». Заявленный именно в такой формулировке курс китайских реформ, проводимый неуклонно последние 20 лет, имеет очевидный успех. Этот успех «социализма с китайской спецификой» особенно заметен на фоне происходившего одновременно отката и краха «ортодоксального социализма» в Восточной Европе и СССР.

Смею заявить, что причина такого положения состоит не в том, что речь идёт о какой-то особо мудрёной или диковинной специфике социализма, а в том, что эта специфика китайская. Как таковая – китайская специфика уникальна, и моделью для других быть не может, ибо зиждется на исконной национальной традиции! В тоже время китайский опыт доступен и другим народам, и прежде всего народам русской культуры в силу её самобытности и исторической преемственности.

Корень же китайской специфики, как понял его я из практики, кроется в том, что после разделения всего и вся на два китайцы находят третье (как бы внешнее к внутренней противоположности двух сторон), тогда как европейцы исключают третье (всё в мире имеет свою противоположность, а третий лишний, третьего не дано). По-китайски, единое неизменно раздваивается, но перемены следуют через сочетание не двух, а трёх сил.

С позиции практики, примером китайской логики нахождения третьего может служить теория Мао Цзэдуна о делении тогдашнего мира противоборства двух систем, социализма и капитализма (Восточной и Западной Германии, Северной и Южной Кореи) не на две, а на три части (три силы), сводимая к формуле: «мы сами, наши враги и наши союзники».

Философскую методологию идей Мао Цзэдуна лучше всего определить, как материалистическую диалектику. Диалектика Мао сложилась под влиянием идей Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, а главное даосизма. Однако, Мао Цзэдун, как и всякий китайский марксист, прежде всего, был китайцем, а уж потом марксистом. Справедливо утверждая, что «всё может делиться на две части», он, тем не менее, в реальной политике шел дальше и по-китайски всегда искал и находил третью силу. А после его смерти не «Относительно Практики» и не «Относительно противоречия», но «Теория председателя Мао Цзэдуна о делении мира на три части» была объявлена в Китае «величайшим вкладом в сокровищницу марксизма-ленинизма».

Дело в том, что в противовес очевидному противоборству во второй половине 20 века двух систем: социализма и капитализма во главе со «сверхдержавами» СССР и США и ортодоксально двухполюсному устройству мира тогдашней политики, Мао разделил мир таки не на две, а на три части. Определил для Китая место в третьем мире (суть третьей поглощающей реактивной силы Инь в связке находящихся в противофазе активных сил движения Ян) и по канону перемен перевернул всю связку в пользу Китая. Эта теория возможности победы третьей силы реактивного потенциала над связкой двух давящих сил, в отношении собственно Китая, ныне подтверждена жизнью.

И здесь следует ещё раз подчеркнуть, что слово «сила» в стандарте западного мышления воспринимается, как обозначение способности к активному действию, некая степень напряжённости и интенсивности. В стандарте же китайского мышления (и в физике) оно в равной степени воспринимается и как воздействие бездействием (затухание), и как демпфирование колебаний с эффектом преобразования одного вида энергии в другой (удержание и вбирание в себя). Например, демпфирование механического движения осуществляется увеличением трения в системе; для гашения электрического импульса применяется резистор. В обоих случаях механическая и электрическая энергия преобразуются в тепловую с повышением температуры демпфера. Поэтому политический термин «полюс силы» (в условиях надвигающейся глобализации, политико-экономической многополярности, конкуренции и сосуществования), на деле, может означать «демпфер поглощения» чужих ресурсов. Это, так сказать, пример конфуцианского «исправления имён».

Примечательно, что идею о том, что «мировой системы социализма больше не существует», что «основное противоречие эпохи: между миром социализма и миром капитализма, далее следует рассматривать в новом свете деления мира на три части», озвучил Дэн Сяопин. Сделано это было в апреле 1974 года на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где Дэн был главой китайской делегации.

Примечательно и то, что архитекторы «нового мирового порядка» ныне также выстраивают свой проект в расчёте на деление мира на три части. Так, «золотой миллиард» составит зону высочайшего уровня потребления. В технологическую зону войдут страны «второго эшелона», которые будут исполнять роль сырьевых резервуаров и сборочных цехов, обеспечивающих необходимое качество жизни обитателям «высокоорганизованных пространств». Наконец, в третью зону глобального разделения труда войдут предоставленные сами себе «экономически неперспективные» регионы, на территории которых страны «золотого миллиарда» не имеют сколь-либо значительных финансовых интересов.

И в материалах VII съезда КПРФ мы читаем: «Либо Россия увязнет в «третьем мире», где она обречена на распад и исчезновение, либо возродится на социалистической основе – таков сегодня жесткий выбор».

Иными словами, в методологии оценки процессов глобализации, и у самих глобалистов и у тех, кто сопротивляется перспективе «нового мирового порядка» по-американски, так или иначе, официально присутствует китайская концепция деления мира на три части.

Мартин Мартиросян : Думающим представителям таких древних народов европейского Востока, как армяне, евреи или греки хорошо понятна мысль о том, что суть глобализации как комплексного исторического процесса неотделима от нарастающей нестабильности мировой финансовой системы. От резкого замедления экономического роста американской экономики. От усиления опасений распада мировой долларовой системы расчётов, краха доллара, его резкого и внезапного обесценения.

Ведь модель современного функционирования американской экономики состоит в покрытии внешнеторгового дефицита притоком капитала со всего мира. Главных регуляторов оборота финансов два: Федеральная резервная система США (печатный станок долларов) и Нью-йоркская фондовая биржа (вакуумный насос всасывания долларов). Бумажные доллары, полученные экспортёрами в оплату реальных ресурсов поставленных в Америку, через биржу (фондовый рынок) вкладываются ими назад в ту же Америку. При этом вкладчик опять получает лишь бумажный заменитель капитала – акции. В 2000 году США продали за рубеж товаров на 450 миллиардов долларов меньше, чем купили. То есть вбросили в мир 450 миллиардов ничем не обеспеченных зелёных бумажек. И, таким образом, «слили» за рубеж свою инфляцию. Благодаря такой схеме, США, имея 4,5% населения планеты, потребляют 40% мировых ресурсов и выбрасывают 50% мирового мусора.

Постоянная угроза, дамокловым мечом висящая над США в этих условиях, заключается в снижении привлекательности доллара как мировой валюты. В случае же потери привлекательности (а это произойдёт тогда, когда «пузырь» фиктивных активов новой информационной, нематериальной экономики Микрософта и Голливуда перестанет надуваться) начнётся массовый сброс «евро-» и «чайна-» долларов, обслуживающих расчёты мирового рынка. Американская экономика начнёт захлёбываться от избыточной для потребностей собственно США долларовой массы. Курс доллара станет падать. Аккумулятор избыточных живых денег – рынок акций начнёт «сдуваться» и терять виртуальные активы. Капитал с целью своего сохранения станет перетекать из высоко прибыльных спекулятивных финансово-информационных в любые доступные надёжные и долгосрочные активы (золото, недвижимость, концессии на недра, леса, пашню). А так же в реальный сектор производства (прежде всего оружия, как проверенного веками и аккумулятора капитала и стартёра новых технологий).

Качественное же технологическое преимущество США позволит им впредь опять применять для удержания своего мирового лидерства грубые военные технологии вместо финансовых, возможности которых по обеспечению быстрого роста экономики практически без инфляции теперь фактически исчерпаны.

Суть: вместо соблазнов опять демонстрировать миру угрозу. Демонстрировать как в упаковке малозаметных технологий формирования сознания (программа ПРО), так и открыто через применение оружия (Ирак, Югославия, Палестина далее везде, где будет удобно в подходящее время).

Сказанное наводит на мысль, что планы укрепления диктатуры транснациональных менеджеров и банкиров, есть вынужденная мера прикрытия действительного ослабления устоев общества потребления. Во всяком случае, унывать противникам глобализма нечего. Когда произойдет обвал, как и землетрясение, предсказать невозможно. А вот действенной защитой от угроз глобализма будет укрепление духовных основ народа. Доктрина борьбы должна опираться не на идею, не на «измы», а на четкую национальную цель, укрепляющую дух народа и волю к победе.

Андрей Девятов : Полагаю, страны «золотого миллиарда», уже миновали пик исторического подъема. С момента триумфа своей экономической и военной мощи над рухнувшей Советской империей и поверженным исламским Ираком в 1990-92 годах Запад вступил в фазу пока что пологого снижения своего могущества. Китай же, мобилизованный общенациональной целью к 2019 году выйти на первое место в мире по качеству жизни (за два поколения – 40 лет от начала реформ в 1979 году), сплотил свой этнос и не теряя национальной и культурной специфики, уверено движется вверх к пику благополучия. Может показаться, что перспективы Китая рисуются в чересчур радужных цветах. На мой взгляд, они отнюдь не безоблачные. В глобализацию Китай втягивается, а открытие его рынка может повлечь негативные последствия, такие же, как и приведшие к 1-й опиумной войне. Следуя конфуцианской традиции трёх периодов китайского цикла подъёма и падения благополучия, всё так и будет. Придёт в Китай и новый хаос, но случиться это очень не скоро, по крайней мере, начало спада предусмотрено не ранее 2019 года.

Если для Запада благополучие в богатстве, а для китайцев в добродетели государства, как большой семьи, то для России китайская традиция оставила благополучие гармонии, где живущий в достатке уже чувствует себя богатым. Гармонии, как согласованности неравновеликих частей целого, согласованности богатства и добродетели, либерализма и консерватизма, западничества и русского пути, европейской и азиатской частей её самости.

Действительно, все подъёмы благополучия России приходились на времена установления властью именно гармонии с некоторым превышением западничества над самобытной азиатчиной в ключе имперской державности (Пётр I Великий, Екатерина II Великая, Александр II Освободитель, Советская империя). А падения – на времена дисгармонии, перегибов либо в сторону преклонения перед Западом («Бироновщина» при Анне Иоанне, «Демократия» при Ельцине), либо в сторону восточной ортодоксии (Николай I «Палкин», Святой Государь Николай II «Кровавый»).

Неблагополучие России сейчас, в стандарте мышления китайской традиции, связано как раз с дисгармонией, перегибом политики в сторону западного либерализма. В силу системы образования, русские давно стали стихийными носителями «западничества». Сейчас же принятый властью полный идеологический плюрализм в обществе и связанная с ним «деполитизация» и «огосударствление» армии и госаппарата сняли консервативные патриотические противовесы, что при одностороннем либерально-буржуазном пропагандистском курсе СМИ сделало этот крен предельным.

Выход российской цивилизации из ямы падения благополучия уже начался. И вполне очевидно, что идёт он именно по пути наращивания евразийской гармонии в соборности и державности. Опасный полной катастрофой крен в сторону западных ценностей с 1998 года начал медленно выправляться. Когда Срединный Китай к 2019 году достигнет пика благополучия, Восток (Россия плюс исламский мир) и Запад («золотой миллиард») подойдут к ситуации определённого баланса, только разнонаправленного: у нас – вверх, а у них – вниз. Таково нетривиальное, отличное от глобалистких стандартов мышления геополитическое и цивилизационное видение мира. Правильно же поставленный диагноз – это залог успеха политических сил в переустройстве мирового порядка с возрождением России на началах современного социализма. Критерий же истинности или ошибки диагноза выдаст практика.

Записал

Андрей Девятов.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить