Борис Кагарлицкий: у руководства страны сложилось впечатление, Что нам - все божья роса

В минувшее воскресенье на Пушкинской площади прошел митинг "Движения за рабочую партию". Несмотря на широкую рекламу мероприятия, данную в печатных СМИ и Интернете, а также на вполне приличное число собравшихся, телевидением митинг замечен не был. А раз не было эфира - считай не было и митинга. И вообще, нет никакого движения за рабочую партию, и партия такая никому не нужна.

Тем не менее, хоть и "нет такой партии", но интерес к ней есть. Хотя бы потому, что легальная оппозиция в лице КПРФ явно не оправдывает всех ожиданий общества. Возможно, именно, потому что она легальная, официальная, системная. А где у нас "несистемная" оппозиция? Где радикалы, непричесанные, склонные к непарламентским выражениям и действиям?

А нету...

Политолог Борис Кагарлицкий, находящийся в "Движении за рабочую партию" где-то между активным участником и заинтересованным наблюдателем, считает, что именно из этой искры возгорится пламя будущей социальной революции.

- История рабочего движения насчитывает уже не одно столетие, и имеет свои, хорошо изученные закономерности, - полагает Кагарлицкий. - Только у нас стараются все повернуть вспять, сделать по-новому, по-своему. Ощущение, что процессами в обществе пытаются управлять троечники, переписывавшие в институте чужие конспекты по общественным наукам.

В частности, новый Кодекс законов о труде, против принятия которого был, в частности, направлен наш митинг. Складывается впечатление, что нас хотят вернуть в эпоху Сакко и Ванцетти. Чуть ли не главным "достижением" нового КЗоТа считается, что теперь женщина сможет выйти на работу прямо из роддома. Хочется добавить - в горячий цех или в шахту, подвязать младенца платком к спине и вперед. Как-будто раньше у нее такого права не было. Зато раньше у нее было право этого не делать, а теперь не будет.

- Официальные лица категорически опровергают слухи о людоедском содержании нового КЗоТа. Хотя и говорят о необходимости узаконить те трудовые отношения, что уже стихийно сложились на рынке в последние годы. Что тоже не сахар.

- Советский КЗоТ имел целую систему ограничений, компенсаций за сверхурочные, за переработку, за неотгулянный отпуск и так далее. Судя по всему, эти, ненужные для работодателя, ограничения будут сняты...

- Судя по всему? Вы не имеете точных данных?

- Самое удивительное, что и правительственный, и так называемый "согласованный" текст нового КЗоТа практически никто не видел, кроме нескольких чиновников, депутатов и представителей официальных профсоюзов. Я понимаю, что нужно держать в секрете, допустим, цифры оборонного заказа, но почему проект КЗоТа? Так что 5 июля всех нас ждет сюрприз, и скорее всего неприятный. Очень жаль, что ни официальные профсоюзы, ни так называемые широкие массы трудящихся, этот вопрос не волнует. Люди просто не придают этому большого значения. Когда же кодекс протащут через парламент по-тихому, будет поздно. Фактически, все завоевания мирового рабочего класса за последние 200 лет, даже такие хрестоматийные, как ежегодный отпуск и обязательный 8 часовой рабочий день, могут оказаться в нашей стране недействительны.

- В митинге на Пушкинской площади вместе с вами участвовало "Движение за гражданские права", отношение к которому в обществе, мягко говоря, неоднозначное. Поскольку речь идет не о гражданских правах вообще, а о правах национальных меньшинств, в первую очередь кавказцев.

- Я хотел бы отметить, что в митинге принимали участие так называемые "московские" чеченцы - Аслаханов, Бено. И речь вели не о создании "свободной Ичкерии", а о правах граждан России чеченской национальности. Аслаханов говорил, что даже у него уже нет сил терпеть свое положение человека второго сорта, в котором оказались брюнеты в России 21-го века.

С точки зрения марксизма - это абсолютно верно, еще Ленин указывал на необходимость объединения борьбы за социальные права с национальным движением. Но мы даже не стоим на позициях "пораженчества", мы не призываем к новому Хасавюрту, вообще не навязываем правительству каких-либо рецептов. Но мы как граждане протестуем против сложившегося нетерпимого положения. Если этого не делать, у руководства страны сложится впечатление, что нам - все божья роса.

- Напомню, что существуют еще права русских в Чечне. Собственно, одной из casus belli и явилось попрание этих прав дудаевским, а затем масхадовким режимами.

- В нашем митинге участвовали русские беженцы из Грозного, один из них возглавляет чеченскую общину в Твери...

- Русский - чеченскую общину?

- Имеется в виду община выходцев из Чечни, русских, армян и чеченцев в том числе. И они также отмечают нетерпимость своего нынешнего положения. Они также подвергаются дискриминации, хотя вроде бы живут на своей "исторической родине". И они тоже не навязывают рецептов нашему президенту, как закончить войну в Чечне. Они просто говорят, что существующее положение вещей уже непереносимо.

Обсудить