Сергей Снегов: чеченский терроризм побежден. В умах и политических заявлениях

История с захватом заложников в Лазаревском наглядно продемонстрировала всему миру, что чеченский терроризм в России побежден. Если и не в обществе, то, по крайней мере, в умах власть имущих.

Этому предшествовала цепь ключевых событий – разбирательства с Юрием Лужковым и Владимиром Жириновским, огласившим версию «чеченского следа» в теракте на Пушкинской площади, плавную переквалификацию самого теракта из очередного проявления террора в бытовую или коммерческую разборку, потасовки в Госдуме и речи о том, что «определенные политики обвиняют целый народ». Устоявшийся за более чем пять лет независимости Ичкерии термин «чеченский терроризм» принялись топором вырубать из массового сознания. Весьма успешно.

Освещение событий в Лазаревском показало, что всего лишь за один месяц фразы «чеченский след» и «чеченский терроризм» в устах власть имущих приобрели звучание, пожалуй, столь же неприличное, как выкрики слова «жид» на городской площади. Пока, к счастью, обходимся без лингвистических экспертиз.

С момента первых сообщений из Лазаревского официальные лица одергивали СМИ: не стоит искать в этой истории чеченский след. Несмотря на явные «подсказки» со стороны самих террористов, потребовавших освобождения из тюрем всех чечнцев. Удивительный аргумент – сами преступники не чеченцы, «поэтому очень странно выглядят их заявления». Как будто в лагерях Хаттаба и Басаева не обучались десятки и сотни русских и представителей других национальностей. Как будто спецслужбы забыли, что по окончании обучения их снабжали «чистыми» российскими паспортами, после чего они «ложились на дно» в крупных городах.

Сообщения о том, что преступники, захватившие заложников в Лазаревском - местные алкоголики и наркоманы, вряд ли соответствуют действительности. Для чего наркоманам выдвигать политические требования, требовать встречи с Путиным, вертолет, для вылета в некое государство СНГ? Наркоманы и алкоголики ограничились бы требованиями помельче – водки, дозу героина, деньги…

Не оставляет сомнений – захват заложников в Лазаревском был неким жестом отчаяния. Однако, не жестом отчаяния маргиналов – для них эта «операция» слишком хорошо проработана, и, наконец, с сочинскими забулдыгами справились бы и местные бойцы СОБР. И уж точно не было бы нужды присутствовать на месте происшествия замдиректору ФСБ и половине руководства МВД.

Судя по всему, захват осуществили все же боевики, подготовленные в одном из лагерей Хаттаба или Басаева. Совершили его от отчаяния, возможно, на их след вышли правоохранительные органы и они осознавали, что до ареста осталось совсем чуть-чуть.

И в этой ситуации очень показательны действия властей. Чеченского терроризма больше не существует. Существует терроризм, недобитые бандиты, дни которых на свободе сочтены. Бежать им некуда – независимая Ичкерия, в которую столь удобно было уходить от преследования правоохранительных органов, ныне не существует. И эту идею сейчас укрепляют в умах граждан.

Контртеррористическая операция перешла в новую стадию – нынешним ее объектом стало массовое сознание. Чечня из оплота терроризма превращается в субъект Российской Федерации, чеченцы из террористов - в граждан России.

Автор Олег Золотов
Олег Золотов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру.
Обсудить