Юрий Миронов: ослепление ненавистью

И вот сошлись в беспощадной схватке, когда не действуют ни Гаагские конвенции, ни нормы обычной морали, когда враг уже теряет признаки человека, и ненависть становится единственным мотивом борьбы. Как созрела эта ненависть?

История взаимоотношений России и Северного Кавказа (Дагестана, Чечни, Черкесcии) не была идиллической, но все же вхождение в Советский Союз открыло перед народами этих территорий мир - все богатство мировой культуры, современные технологии и современный образ жизни. Это в сочетании с социалистическими принципами взаимоотношений обеспечило огромный культурный подъем этих народов, что бы сейчас ни говорили разного рода перевертыши и теле-«простигосподи».

Крушение Советской власти самым тяжким образом отозвалось на народах, населявших окраины Союза. И не только в экономическом отношении (Северный Кавказ стал зоной наибольшей безработицы), но и в идеологическом аспекте, поскольку разрушилась естественная идейная основа объединения народов в единое государство, и трудящиеся этих областей попали под двойной гнет: новорусских спекулянтов центра и местных криминально-политических авторитетов.

Чеченская война вообще многослойна. За авансценой, где в коротких, но безжалостных схватках, с обоюдной жестокостью сталкиваются с обеих сторон по сути добровольцы или наемники, в глубине, вдали от телеэкранов, выступают теневые фигуры местных и московских олигархов, схватка которых отдает сильным запахом нефти, не столько даже грозненской, сколько каспийской. Но и за спинами этих фигурантов чувствуется общая управляющая воля, иногда подталкивающая события, как в начале последней войны, но иногда и сдерживающая противников, ограничивая, например, эффективность террора на территории метрополии (дабы не раскачать преждевременно лодку) или тормозя развитие военных операций в Чечне, поскольку ее боевой потенциал предназначен, по-видимому, для далеко идущих стратегических планов.

Влияние этой силы, в равной степени авторитетной и для чеченских боевиков, и для российских властей, превращает чеченскую войну из тяжелого, но честного столкновения сепаратистов и сторонников целостности российской державы в гладиаторское представление, причем значительно более жестокое, чем это практиковалось в античном Риме, поскольку в кровавую мясорубку оказываются втянутыми не только специально подготовленные бойцы, но и масса безоружных мирных жителей.

В Чечне накопившийся потенциал «людей длинной воли» (как их определял Л.Н. Гумилев) нашел идеологическое оформление в идеях независимости и воинствующего ислама.

Лозунг независимости в настоящее время на территории Советского Союза может иметь разное содержание. В некоторых регионах он используется даже как временное решение проблемы сохранения социально-политических прав советского периода, как, например, в Приднестровье или в Абхазии. Но в Чечне при явной поддержке извне он служит для монополизации в руках местной олигархии доходов от грабежа не столько даже обнищавшего собственного населения, сколько примыкающих территорий России.

Что касается исламизма бывших офицеров Советской армии или бывших комсомольских работников в руководстве Чечни, то, конечно, он столь же фальшив, как и постные физиономии бывших партаппаратчиков и гэбистов во время торжественных богослужений в московских храмах. Нов своих фундаменталистских проявлениях, сохранивших некоторые черты традиционного демократизма, ислам выступает в качестве эрзац-идеологии для «потерянных» пост-советских поколений Северного Кавказа. В силу этого чеченские боевики в идеологическом плане оснащены гораздо лучше своих противников, поскольку национализм и исламский фундаментализм для одичавших людей еще могут как-то служить «оправданием ненависти», хотя сам по себе ислам, как одна из мировых религий впитавший в себя многовековую мудрость человеческого общежития, конечно, не дает оправдания изощренной жестокости трактористов.

Но, с другой стороны, идеи наведения конституционного порядка в стране с танковой конституцией вообще не могут восприниматься всерьез под снайперским огнем противника.

Оба трагических персонажа, о которых идет речь, в силу своего положения имели возможность лично не «марать рук», оставаясь в пределах своих должностных прав. Трудно судить о перспективах тракториста, но командиру танкового полка при благоприятных обстоятельствах светили в скором времени генеральские погоны, а там - мягкая пересадка в губернаторское или какое-либо другое номенклатурное кресло...

Здесь ненависть вырастает из самой войны, и каждый выстрел, каждая смерть множит ее, она ложится тяжким ярмом на взаимоотношения народов, и под ее тяжестью трещит хрупкая конструкция российской государственности.

К чести чеченского народа, и среди его политиков, и среди неискушенных в политике людей нашлось все же активное меньшинство, не поддавшееся – по разным причинам – зомбированию национальной криминально-политической олигархии Дудаева-Масхадова, понявшее антинациональный, антинародный характер ее устремлений и открыто, иногда с оружием в руках выступившее против нее.

Их борьба тяжела, а судьба может быть трагична, поскольку в своем противостоянии они вынуждены опираться на силы, по сути, родственные их противникам, повязанные с ними многими нитями - и историческими, и экономическими.

Но в российском истеблишменте, во всем спектре выступающих на думских и телевизионных подмостках партий и течений, от союза «патриотических» сил во главе с Зюгановым и Зиновьвым до союза проамериканских сил, объединившего и почтенного Солженицына и одиозного Чубайса, не нашлось никого, кто бы сказал солдатам: Ребята, ваш подлинный враг не впереди, в камнях и зеленке, а позади, далеко позади – в офисах и в кабинетах, и пока вы с ним не разберетесь, ваши жертвы будут бессмысленны, мужество – бесславно, ненависть – неоправданна…

Юрий Миронов

Специально для ПРАВДЫ.Ру

Миронов Юрий Владимирович, пенсионер,

Кандидат технических наук, старший научный сотрудник

Ссылки по теме:

Утро:

В Чечне появилось свое радио

Lenta.ru:

Бывший прокурор Ичкерии отрекся от боевиков и ваххабитов

Страна.Ru:

Владимир Устинов: перед нами - словно кадры из фильма ужасов

НТВ.ру:

Яндарбиев признал контакты чеченских сепаратистов с афганским движением "Талибан"