В Европу нахаляву

На российском рынке появился первый перевозчик, работающий в классе low-cost, – авиакомпания Germania. По мнению экспертов, она может отнять значительную часть клиентов у традиционных перевозчиков.

 

 Вчера немецкая авиакомпания Germania Express начала осуществлять регулярные пассажирские рейсы из международного аэропорта Домодедово в столицу Германии Берлин и один из крупнейших городов страны – Мюнхен. Germania стала первым в России западным перевозчиком, работающим в очень популярном на Западе классе low-cost. Суть таких перевозок в том, что за счет отказа от всех дополнительных услуг (трансферт до самолета, питание на борту и т.д.) авиакомпания может предложить клиенту перелет по очень низкой цене. Так, стоимость билета «Москва – Берлин – Москва» или «Москва – Мюнхен – Москва» в авиакомпании Germania составляет всего 222 евро (250 долларов) – это самый дешевый беспересадочный перелет по этому направлению. Кроме того, зимой Germania намерена начать регулярные перевозки по маршрутам Москва – Гамбург и Москва – Дюссельдорф, а также рассматривает возможность начала регулярных рейсов в Санкт-Петербург. И хотя российские перевозчики внешне спокойно отреагировали на появление нового игрока, эксперты полагают, что Germania составит серьезную конкуренцию работающим на этих маршрутах российским и германским «традиционным» авиакомпаниям.

 

 Немецкая Germania – один из крупнейших авиаперевозчиков в стране; в числе прочего, выполняет и заказы правительства. Сейчас авиакомпания осуществляет чартерные и регулярные рейсы на 16 маршрутах в города Австрии, Великобритании, Греции, Испании, Италии и Швейцарии. В парке Germania 27 самолетов Boeing-737, 19 – Fokker-100 и 7 – McDonnell Douglas MD-83. Как сообщил вчера на пресс-конференции генеральный представитель авиакомпании в Москве Гюнтер Зайбт, рейсы будут выполняться два раза в день в аэропорт Домодедово на самолетах Fokker-100 вместимостью 100 человек. Стоимость билета в один конец будет единой – 111 евро. Концепция «дешевых перевозок», которой придерживается авиакомпания, впервые была разработана в середине 80-х годов в Великобритании – путем максимального упрощения услуг и внедрения различных конвейерных технологий английским перевозчикам удалось резко снизить стоимость перелетов. На данный момент low-cost – единственный сегмент пассажирской авиации, переживающий подъем после сентябрьских событий 2001 года в Нью-Йорке. Сейчас в Европе на долю перевозок low-cost приходится около 10% всего пассажирооборота. Лидеры по объему таких перевозок – ирландская Ryanair и британская EasyJet (в прошлом году они перевезли 32 млн пассажиров). В России до настоящего момента подобные компании не работали.

 

 Выбранное Germania в качестве «пробного шара» направление перевозок, по мнению экспертов, не случайно: пассажиропоток на нем с каждым годом увеличивается. Так, по данным авиакомпании «Пулково» (выполняющей прямые рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга в Берлин, Гамбург, Дюссельдорф и Мюнхен), за последние годы наблюдается устойчивый рост объема перевозок. Кроме «Пулкова», прямые регулярные рейсы из Москвы в Берлин и Мюнхен сейчас выполняют российские компании «Аэрофлот», «Сибирь» и немецкая Lufthansa. «У Аэрофлота самый большой пассажиропоток на германском направлении, благодаря бизнес-пассажирам, трансфертным пассажирам и бренду компания имеет очень высокую загрузку рейсов, – сказал RBC daily эксперт центра общественных связей аэропорта Шереметьево Дмитрий Петроченко. – С другой стороны, «Пулково» в последнее время значительно усилило свое присутствие на немецком направлении с постоянным ростом пассажиропотока (рейсы в Берлин, Гамбург, Дюссельдорф, Мюнхен на самолете в компоновке 158 кресел); авиакомпания сочетает относительно невысокие цены на авиабилеты с предоставлением среднеевропейского уровня сервиса».

 

 Однако безусловное преимущество Germania перед другими перевозчиками, работающими на этом направлении, – это цена билетов. Например, самый дешевый билет «туда– обратно» по этим направлениям в авиакомпании «Пулково» стоит 270 долларов (покупается не позднее 7 дней до вылета), следующий 300, потом 380 и выше, в зависимости от тарифа. У Аэрофлота самый дешевый билет в оба концана рейс в Берлин и Мюнхен обойдется в 403 доллара, в авиакомпании Lufthansa – в 464 доллара. Правда, Germania, как и любой low-cost-перевозчик, не предоставляет на своем борту бесплатное питание: желающие поесть на борту за любой пункт меню должны будут заплатить 1 евро. В Germania также не предусмотрено предварительное бронирование билетов и отсутствует возможность их возврата. Кроме того, авиакомпания не имеет собственных бланков билетов и продает свои перевозки на европейских линиях через Интернет, в России же продажа билетов будет осуществляться через Транспортно-клиринговую палату.

 

 Тем не менее, по мнению представителей самой авиакомпании, в России достаточно пассажиров, которые готовы отказаться от целого набора услуг в обмен на снижение стоимости билета. По словам господина Зайбта, рейсы авиакомпании в Россию будут рентабельными при загрузке самолетов на 44%. К концу года Germania надеется загружать свои московские рейсы на 70–72%. Кроме того, увеличить пассажиропоток в России авиакомпания хочет за счет полетов из Санкт-Петербурга (сейчас этот проект только обсуждается), который, по словам г-на Зайбта, «обладает большими возможностями и может дать компании достаточный пассажирооборот». «В значительной степени рост на германском направлении обеспечивается трансфертным потоком пассажиров через Санкт-Петербург из пунктов Казахстана и Западной Сибири благодаря удачным подстыковкам к рейсам из вышеупомянутых регионов, – пояснили RBC daily в пресс-службе «Пулкова».

 

 Правда, российские и германские перевозчики пока спокойно относятся к появлению конкурента на «германском» направлении. «Наша авиакомпания положительно относится к конкуренции на местном рынке, – сказал RBC daily региональный директор авиакомпании Lufthansa в России и СНГ Гюнтер Отто, – конкурентная атмосфера стимулирует компанию к расширению спектра предоставляемых услуг и повышению уровня сервиса для удобства наших клиентов». Основной аргумент «традиционных» перевозчиков – привыкшие к высокому уровню сервиса пассажиры вряд ли захотят приспосабливаться к «урезанному» перечню услуг нового перевозчика. «Germania – это относительно небольшая региональная авиакомпания, предоставляющая минимальный набор услуг для ограниченной категории пассажиров, – говорит Гюнтер Отто, – наш продукт ориентирован на другую аудиторию. Перелет с континента на континент на самолете нашей авиакомпании – это не просто путешествие, это в какой-то степени образ жизни». Подобного же мнения придерживаются и представители Аэрофлота, которые полагают, что инициатива Germania не сможет отнять у них состоятельных пассажиров, летающих бизнес-классом, и пассажиров эконом-класса, предпочитающих полноценный сервис на борту спартанскому.

 

 Однако эксперты полагают, что авиакомпании, по крайней мере на словах, недооценивают потенциала своего конкурента. Несмотря на то что Germania не сможет стать лидирующим перевозчиком на германском рынке (это относительно небольшая авиакомпания, которая к тому же использует довольно старые, невместительные самолеты), ей, скорее всего, удастся «переманить» к себе часть пассажиров, которые сейчас летают в других авиакомпаниях в эконом-классе (в первую очередь к таким клиентам относятся студенты, туристы, гастарбайтеры, лица, получившие ПМЖ в Германии и их родственники) или же вообще не летают по финансовым соображениям. «Доминировать Germania на данном направлении, однозначно, не сможет, но какую-то долю у традиционных перевозчиков, безусловно, отнимет, – говорит Дмитрий Петроченко. – Максимально прогнозируемая часть – четверть рынка, при условии, если авиакомпания сможет привлечь туристический сегмент».

 

 

Ссылки по теме RBCdaily

Обсудить