Человек, который находит деньги. Даже там, где их нет

Николас Грин: «Мы рассчитываем на самый большой кусок пирога»

 В сентябре РОСБАНК объявил о создании Группы по структурированию финансирования , главной задачей которой станет привлечение иностранных инвестиций в российские предприятия и развитие в России распространенной на Западе, но мало знакомой российским банкам технологии «секьюритизации» . Возглавил этот проект старший вице-президент РОСБАНКа Николас Грин .

 Корреспонденты «ПРАВДЫ.Ру» встретились с г-ном Грином.

  - Г-н Грин, расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания Группы по структурированию финансирования?

 - Идея проекта родилась благодаря моей встрече с председателем правления РОСБАНКа Евгением Ивановым , с которым мы давно знакомы. В начале года, обсуждая банковские проблемы, в частности структурное финансирование, мы с сожалением отметили, что на этом сегменте рынка до сих пор нет ни одного российского банка, хотя возможностей для развития технологии предостаточно. После этой беседы мне последовало предложение работать в РОСБАНКе, а совет директоров банка одобрил проект создания Группы по структурированию финансирования.

 Надо признаться, что большой банкирский стаж давал мне право выбора – где работать и чем конкретно заниматься. Было важно найти сплоченную и целеустремленную профессиональную команду. В лице Евгения Иванова я нашел ту команду, с которой мне хотелось бы работать.

  - Действительно ли Запад готов к крупным инвестициям в Россию? И ваша миссия – привести сюда западные инвестиции?

 - Россия всегда была интересна Западу. Но я не рассматриваю привлечение иностранных инвестиций в Россию как свою первостепенную миссию. Моя задача, скорее, состоит в том, чтобы внедрить перспективные технологии в российскую финансовую среду, стимулировать внутреннее инвестирование.

  - Вы считаете, что условия для этого уже созрели?

 - У современной российской банковской системы сравнительно небольшая история. Вспомните Россию в период перестройки - в 1989 году. Банки пытались развиваться на основе несовершенного устаревшего законодательства, при этом, часто не имея ясного представления о своих возможностях и ограничениях. Отсутствовало четкое руководство со стороны органов государственного регулирования. И так продолжалось вплоть до кризиса 1998 года, когда правительство инициировало дефолт. Только сейчас российские банки подходят к окончательному разрешению проблем, возникших в 1998 году, и начинают формулировать свои общие корпоративные интересы.

  - Что, на Ваш взгляд, мешало российским банкам осознать свое истинное предназначение раньше?

 - Многие банки в России до недавних пор были «карманными», обеспечивали интересы своих владельцев - промышленных групп. Сегодня российские банки достигли такой стадии развития, когда они могут стать независимыми финансовыми посредниками, предлагающими услуги и продукты, востребованные рынком. На мой взгляд, РОСБАНК реально стремится стать таким финансовым учреждением. Это видно, например, по изменениям в совете директоров. Поэтому мне приятно, что я смогу применить свой опыт и знания именно в РОСБАНКе.

  - Скажите, что Вы думаете о законодательном регулировании банковской деятельности в России, о политике правительства в этой сфере? Какие недостатки в законодательстве тормозят банковскую реформу?

 - Очевидно, что законодательная система России не до конца сформировалась, здесь нет такой длинной истории, как в Европе или Северной Америке. До сих пор остается много законов, противоречащих друг другу. И поэтому государство рассматривает разные модели законодательных систем, которые можно было бы применить на практике. Но, законодательство любой страны связано с особенностями культуры, системой и философией жизни, и невозможно точно скопировать конкретную внешнюю модель в России.

 Очень актуальна для России проблема строительства судебной системы. Образование судей, процедура суда, адаптация и развитие кодекса, развитие инфраструктуры для применения кодекса - все это еще находится в процессе развития. Я не юрист и не знаком со всеми тонкостями российской юридической практики, могу лишь высказать мнение банкира. Мне кажется, что движение идет в нужном направлении и конечно способствует развитию экономики, в том числе банковской сферы. Но Россия только в начале пути. Например, в банковской сфере существует множество услуг, которые очень хорошо развиты в Европе и США, но еще не известны или не используются в России. Одной из причин такого положения вещей, на мой взгляд, является отсутствие необходимой законодательной базы.

  - Какого рода услуги вы имеете в виду?

 - В Европе и США хорошо развиты технологии «секьюритизации» , когда банк не выделяет заемщику ссуду, предварительно получив средства вкладчиков, как в классической схеме, а устанавливает прямую связь между инвестором и заемщиком, помогая последнему получить необходимые средства. Внедрение этой технологии на российской почве особенно важно, поскольку капитализация российских банков, за исключением Сбербанка, очень мала и не отвечает растущим потребностям экономики. Кредитный портфель банков зависит от размера капитала, а если базовый капитал всей банковской системы очень мал, то и возможности этой банковской системы как финансового посредника ограничены. Технология, о которой мы говорим, позволяет финансовой системе расти вне зависимости от размера совокупного базового капитала.

  -Для каких отраслей экономики Группа по структурированию финансирования собирается организовывать инвестиции в первую очередь?

 - Общеизвестно, что отрасли добывающей промышленности в России стали первыми, кто получил доступ к услугам западноевропейского финансового сообщества. Это, прежде всего, крупные нефтяные и газодобывающие компании. Крупные российские производители электроэнергии и экспортеры цветных металлов также хорошо известны за рубежом. Сегодня Запад все чаще проявляет интерес к сотрудничеству с российскими компаниями «второго яруса» - производителями промышленных товаров и услуг. С такими компаниями нам бы хотелось иметь дело. Но, в самом широком смысле, от предлагаемых нами технологий может выиграть любое производство.

  - Вы, наверное, имеете в виду и компании холдинга «Интеррос», в который входит РОСБАНК?

 - Задача нашей группы – зарабатывать деньги для РОСБАНКа. Ключевым моментом в новой технологии является то, что банк берет на себя риск по кредитам для компаний и таким образом способствует их развитию. Услуги Группы по структурированию финансирования будут доступны всем компаниям, не зависимо от их принадлежности, а, с точки зрения интересов РОСБАНКа, наша Группа будет обязана сконцентрировать внимание на тех клиентах, которые обеспечат ему наибольший доход.

  - Хотелось бы узнать, почему западные инвесторы не ищут заемщиков самостоятельно, без помощи банков? По крайней мере, в России такая практика распространена.

 - Это неэффективно, очень неэффективно. Банки куда более профессионально работают над отбором объектов для инвестиций, чем это могли бы делать сами инвесторы. Банки по-прежнему играют важную роль в содействии инвесторам не только при выборе заемщика, но и в дальнейшей защите интересов кредитора. В отличие от классических банковских услуг, банк здесь выступает в роли посредника и гаранта, - инвестору так удобнее и безопаснее.

  - Какова прибыльность технологии «секьюритизации» для банков? И чем вызван рост интереса к данной технологии на Западе?

 - Говорить о размере прибыли здесь не совсем корректно. Оказывая подобную услугу, банк выступает в роли посредника и получает стабильный фиксированный доход, естественно меньший, чем при прямом кредитовании клиента. Однако банк выигрывает от объемов предоставляемых услуг. Эта технология дает банку возможность значительно увеличить абсолютный уровень дохода и, что более важно, обеспечить возврат инвестиций акционеров в собственный капитал.

  Для справки: Николас Грин имеет 25-летний опыт работы в крупнейших международных банках. В частности, в «Чейз Манхеттен банке» , в нью-йоркском офисе «Дрезднер банка» . В 1987-1999 годах он занимал должность исполнительного директора и был соучредителем группы структурного финансирования West LB . Последняя должность Николаса Грина до поступления на работу в «РОСБАНК» - советник президента инвестиционной группы Access Industries .

 

  Дэвид МИССЕЛТ,

 Дмитрий СЛОБОДЯНЮК,

 «ПРАВДА.Ру»Новости":

Автор Дмитрий Слободянюк
Дмитрий Слободянюк — журналист, редактор, копирайтер. *
Обсудить