Либерализация снизу: РСПП сам займется валютным регулированием?

Если стороны не сойдутся, будет нехорошо

    Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) давно оппонирует Банку России . Еще памятно письмо главы РСПП Аркадия Вольского , к предпринимателям России о неконституционности права ЦБ на установление обязательной продажи валютной выручки . В тот раз глава ЦБ Сергей Игнатьев добился от Президиума Верховного суда РФ отмены решения самого Верховного суда . Но в РСПП не оставили надежды «откалибровать» ЦБ по части валюты. Вчера элита РСПП пришла к вице-премьеру Алексею Кудрину торговаться насчет поправок в законопроект о валютном регулировании.

  Предприниматели, в частности, предлагают отменить норматив обязательной продажи экспортерами валютной выручки (сейчас - 50%), разрешительный порядок ЦБ на большинство капитальных операций , ограничения на открытие счетов за рубежом и сделки в рублях между резидентами и нерезидентами . В правительстве и ЦБ к радикализму альтернативного законопроекта относятся кисло, и называют его «смесью банковских инструкций и общих рекомендаций» . Острота противостояния от этого, правда, не снижается. РСПП намерен и дальше активно вмешиваться в государственную политику в области экономики, и корректировать чиновников по части «бизнеса».

  Прокомментировать сложившуюся ситуацию «ПРАВДА.Ру» попросила заместителя Председателя Правления «РОСБАНКа» , доктора экономических наук Михаила АЛЕКСЕЕВА .

  Объединение предпринимателей в России может оказаться несколько большим, чем клуб для встреч по интересам для представителей экономической элиты. Новое качество наиболее влиятельного союза деловых людей, каковым сейчас является РСПП, проявляется через возможность от его имени вносить и продвигать собственные законопроекты, отличающиеся от тех, которые готовятся органами исполнительной власти.

  Прецеденты подобных действий уже случались. Например, чуть больше года назад по линии РСПП была подготовлена концепция реформирования банковского сектора, альтернативная документу, разработанному ранее Центральным Банком. Некоторые положения этой концепции по итогам длительных дискуссий оказались в определенной мере отражены в окончательном варианте принятого Банком России и правительством документа.

  Сейчас речь идет уже о большем. В конкуренцию вступают не просто подходы группы предпринимателей и одного из ведомств, каковым является Банк России. Теперь в конкуренцию вступают документы, отражающие видение способов регулирования такого ключевого сегмента экономики как валютный рынок, с одной стороны РСПП, а с другой стороны - правительства. При этом арбитром в дискуссии формально должна выступать законодательная власть, т.е. разногласия объединения предпринимателей и исполнительной власти выносятся вовне.

  Несомненно, деловые круги обладают мощным потенциалом влияния на принятие решений в Государственной Думе и Совете Федерации. Это в принципе может создать еще один прецедент, когда влиятельная часть делового сообщества получит определенный шанс если не реализовать собственную инициативу, то серьезно заблокировать планы правительства и через это получить дополнительный ресурс на переговорах с ним. Пока разногласия не зашли настолько далеко, чтобы стороны не могли договориться. Обе стороны не желают и не могут себе позволить острой публичной конфронтации. Да и повод для противостояния, несмотря на всю важность способов организации валютного регулирования, пока выбран не самый ключевой. Но в перспективе при определенных условиях теоретически правительство может получить весьма серьезного оппонента.

 Насколько успешным, серьезным и эффективным будет такой оппонент, зависит от многих обстоятельств - от линии исполнительной власти, от деловой элиты, от развития политической и экономической ситуации. В определенной мере конкуренция может оказать благотворное влияние на деятельность государственного аппарата. Не секрет, что многие законопроекты разрабатываются и согласовываются внутри правительства слишком долго. В частности, проект закона «О валютном регулировании и валютном контроле» обсуждался представителями различных министерств и ведомств более двух лет. И хотя дополнительная проработка многих существенных вопросов не всегда идет во вред делу, во всем нужно знать меру.

  Отчасти проблему повышения качества и эффективности действий исполнительной власти может снять административная реформа. Однако в условиях ее отсутствия появление альтернативных центров выдвижения и сопровождения законодательных инициатив может заставить власть действовать более активно.

  Понятное дело, что внешнее давление мало кто любит. Причем, дело не только в конкретных вопросах, с которыми такое давление связано. Дело - в принципе. Сегодня тебя вынудят к одному, а завтра - совсем к другому. Поэтому есть все основания полагать, что правительство будет серьезно защищать собственную позицию. Тем более что спорить явно есть о чем.

  К сожалению, не во всех случаях качество документов, которые выдвигаются деловыми кругами, оказывается лучшим, чем результаты проработки вопросов исполнительной властью. Кроме того, предприниматели часто отличаются радикализмом. Он очень часто нужен в бизнесе, нужен и в политике, но во всем нужна мера. К тому же реальные последствия либерализации валютного регулирования просчитать весьма трудно.

  По этому поводу можно долго и весьма аргументированно с цифрами в руках вести дискуссии, но реальные последствия тех или иных конкретных действий могут посрамить даже самых опытных экспертов. Если сегодня одни изменения в валютном регулировании не привели к катастрофе, то это совершенно не доказывает того, что завтра другие изменения пройдут с теми же последствиями и, тем более что изменения нужны именно в таком виде и именно завтра. Кроме того, нельзя забывать о том, что определенные решения могут иметь не только экономическую, но и политическую составляющую. Например, разрешение физическим лицам свободно, без согласования с Банком России открывать счета в иностранных банках и переводить на них суммы без ограничений может при желании рассматриваться как определенный обходной способ решения проблемы налоговой амнистии.

  Эта непростая экономическая и политическая проблема, как известно, до сих пор не решена. Пока никто не педалирует события, и они развиваются поступательно. Главное, чтобы конкуренция не перерастала в конфронтацию и не выходила на тот уровень, когда договариваться становиться трудно. Однако думается, что такого не случится, и в один прекрасный день стороны скажут друг другу слова, которые произнес месье Боярский в пьесе Бабеля «Закат»: «Мы сойдемся, месье Крик». Потому что если стороны не сойдутся, будет очень нехорошо.

    Подготовил

 Дмитрий СЛОБОДЯНЮК,

 «ПРАВДА.Ру»

Обсудить