Премьер Касьянов не спешил, а народ все ж насмешил - 1 октября 2002 г.

На минувшей неделе премьер Михаил Касьянов заявил на заседании правительства, что не удовлетворён структурой российского экспорта. Три четверти экспорта приходятся на сырьевые товары, и если исключить доходы от торговли ими (а в случае падения цен на нефть они могут стать почти нулевыми), то России нечем будет оплачивать импорт, что грозит тяжелейшим финансовым кризисом. Доля же продукции обрабатывающей промышленности, особенно машиностроения в нашем экспорте мизерна, и это положение нужно поправлять.

 Как видим, премьер не спешил: то, что известно любому старшекласснику, не говоря уж об экономистах и журналистах, пишущих на экономические темы, он осознал лишь на двенадцатом году либеральных реформ. Но народ он всё же насмешил, озвучив по телевидению предложенное им решение проблемы: спасти положение должно развитие малого и среднего бизнеса.

 Думаю, любому беспристрастному наблюдателю известно, что такое малый и средний бизнес в России. Это крохотные фирмочки в сфере торговли и общественного питания, автосервиса, строительства. Но владелец шашлычной или фирмы по застеклению балконов вряд ли выйдут со своей продукцией на европейский или американский рынок. Она так же неконкурентоспособна, как и услуги самого распространённого у нас малого бизнеса – перепродажи бабусями сигарет у станций московского метро. Мировой опыт свидетельствует, что в завоевании зарубежных рынков наиболее развитыми странами Запада решающую роль играют производящие высокотехнологичную продукцию крупные корпорации с десятками и даже сотнями тысяч работников и годовым оборотом, сравнимым с ВВП далеко не малых стран: «Дженерал моторс», «Дженерал электрик», «Майкрософт», «Интел». Значит, и у нас первую скрипку должны были бы играть такие гиганты, как «Кировский тракторный завод», «Уралмаш», «Электросила», «Калужский турбинный завод». Но они были приватизированы («Уралмаш», например, продан по цене приличной московской квартиры известному российскому бизнесмену, другие предприятия стали собственностью иностранных компаний), а затем разграблены и потому почти перестали поставлять свою продукцию на мировой рынок.

 В свете этих обстоятельств премьера можно и понять: то, что структуру экспорта надо менять, ему уже стало ясно, но он также знает, что крупных корпораций высокотехнологичных производств в обрабатывающей промышленности у нас практически нет, либеральные реформаторы уничтожали их с особым остервенением. Тут уж и за соломинку схватишься, вот и пришлось делать смехотворное заявление о малом бизнесе как инструменте решения важнейшей государственной задачи. Примечательно, что газеты правых (а в их руках основная часть российской прессы), видимо, щадя репутацию премьера, так и не решились привести это его высказывание. (Правые с удовольствием критикуют и даже высмеивают президента, но премьердля них – священная корова, поскольку не исключено, что он составит конкуренцию Путину на будущих президентских выборах.)

 Вообще-то в последние годы в завоевании внешних рынков наиболее развитыми странами действительно значительно повысилась роль малого и среднего бизнеса, но, конечно, не фирм по застеклению балконов, а венчурных предприятий по разработке новейших технологий. Напомню хрестоматийный пример: два молодых американца собрали в гараже первый в мире персональный компьютер, хотя от этой идеи отмахнулся, как от неперспективной, гигант «Майкрософт». Они не только стали миллионерами, но и открыли новую страницу в развитии мировой цивилизации: можно ли представить себе современный мир без персонального компьютера и Интернета? (Рассказывают, что они, не имея денег, чтобы платить зарплату своим секретаршам, расплачивались с ними акциями своей компании, и через год даже их помощницы составили себе миллионные состояния.) Такой малый бизнес процветает в разных странах и сейчас. Например, разработка программного обеспечения для компьютеров вполне по силам небольшому коллективу творчески мыслящих математиков и программистов. Индия, например, ещё полвека назад бывшая колонией, сегодня зарабатывает на экспорте именно такой продукции почти столько же, сколько Россия на продаже нефти. Вот такой малый и средний бизнес мог бы вывести Россию в ряд мировых лидеров, но для его развития наше правительство палец о палец не ударило, скорее всего, оно даже не подозревает о подобной возможности. Те группки программистов, которые заняты в России разработкой программного обеспечения, обычно работают здесь, у нас, на фирмы развитых капиталистических стран, получая за это гроши по западным меркам, но приличные деньги по российским понятиям. Их продукция, которая могла бы принести стране миллиарды долларов, утекает за рубеж за бесценок.

 Вот куда надо было бы посмотреть премьеру. А комедия, разыгравшаяся на заседании правительства, лишь показывает предельно низкий уровень его компетентности, не случайно, по оценке авторитетных международных специалистов, из 158 стран, для которых проводились соответствующие исследования, Россия по эффективности работы государственных органов заняла 107-е место. Бездарная власть бездарна во всём, в том числе и в управлении экономикой (если вообще можно называть это управлением, раз премьер публично заявляет, что «государство должно быть вне экономики», а президент считает себя не в праве вмешиваться в текущую работу правительства).

 

  Михаил АНТОНОВ

Новости на ту же тему на Лентах.Ру "> Новости на ту же тему на Лентах.Ру

Поиск материалов на эту тему в проекте "Яндекс.Новости":

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *