Отдаст ли Север ключи от своих Недр столице?

Небывалый резонанс в последние практически во всех северных регионах России поимела на днях небольшая заметка в крохотной по тиражу газетке «Молодежь Севера» из Сывтывкара (республика Коми). Ксерокопии газетной статьи гуляют по властным кабинетам Поморья и Ненецкого округа, наделала много шума публикация и в самой республике Коми. Распечатки с текстом статьи на интернетовском сайте поморского информационного агентства «Nomka» затираются до дыр и в управленческих конторах больших и малых нефте-газодобывающих компаниий всего Северо-Западного региона России. Дело в том, что главам администраций северных провинций угрожает потеря еще одного рычага влияния - на недра. Небольшая, но смелая «Молодежь Севера» резанула правду-матку про текущую правительственную возню вокруг северных недр.

 

 "ПРАВДА.Ру" уже сообщала, что в Правительстве РФ готовятся поправки к одному из ключевых для Севера законов - "О недрах". Поправки эти готовились работающей уже больше года комиссией по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, которую возглавляет заместитель руководителя администрации Президента РФ Дмитрий Козак. Поправки эти мало кто видел воочию, однако сама их концепция и те сведения, что просочились из комиссии, скандализовали причастную к недрам общественность. Впервые Дмитрий Козак ошеломил публику на конференции по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге.

 

 "Мы считаем, что настала пора изменить принцип "двух ключей", - заявил он тогда. - Стратегически важные полезные ископаемые являются общефедеральной собственностью, и их добыча не может зависеть от прихоти тех или иных региональных властей". Что такое загадочный принцип "двух ключей"? "ПРАВДА.Ру" поясняет для заинтересованных: по действующему законодательству добыча полезных ископаемых ведется на основании выдаваемых недропользователю лицензий. Как правило, такая лицензия добывается желающей работать на месторождении компанией на специальных конкурсах либо аукционах. При этом лицензионное соглашение подписывается, с одной стороны, самой компанией, а с другой - двумя субъектами лицензионного процесса: Министерством природных ресурсо(МПР) России и ведомством, отвечающим за пользование недрами, того региона, где собственно месторождение и располагается. Норма эта введена в закон на основании статьи 72 Конституции РФ, относящей вопросы использования недр к совместному ведению федерации и ее субъектов. Вообще говоря, задача комиссии Д.Козака значительно шире, и та концепция разграничения полномочий, которая подготовлена ею, пестрит удивительно казуистическими положениями, позволяющими довольно широко трактовать само понятие "совместное ведение", - вплоть до абсолютного унитаризма. Недра же и принцип "двух ключей" оказались первым объектом федералистской атаки из-за соседнего с Коми Ненецкого автономного округа, где с прошлого года шумит история вокруг конкурса на право освоения нефтяных месторождений Вала Гамбурцева. После смены своего руководства Минприроды РФ во что бы то ни стало стремится отобрать лицензию на Вал Гамбурцева у победителя тендера - ОАО "Северная нефть", - но глава окружной администрации Владимир Бутов упорно не желает ставить подпись под таким решением. Будучи, по закону, в своем праве. И поскольку В.Бутов отличается еще и тем, что застать его в Нарьян-Маре (а равным образом и в Москве) чрезвычайно трудно, "ключ" федерального министерства ничего ни открыть, ни закрыть не может.

 

 Такая дразнилка при нынешнем Президенте Путине не проходит. Но поправки комиссии Козака оказались неожиданно шире и глубже, чем просто отмена принципа "двух ключей". Тут-то, допустим, еще бабушка надвое сказала, как получится, и при сильном оппозиционном желании любой губернатор может оспорить то, что предлагает Козак, в Конституционном суде РФ. Поправки комиссии в своем первоначальном варианте предполагали настоящую революцию в недропользовании.

 

 Действующие и уж тем более будущие лицензионные соглашения предлагалось заменить договорами подряда, при котором нефтяным и прочим добычным компаниям - нынешним хозяевам российской экономики - отводилась роль простых помощников государства в добыче нефти и других стратегических полезных ископаемых. Схема подразумевалась примерно такая: добыли - получили от государства расчет - "спасибо" - нефть (газ, уголь, бокситы etc.) как была в недрах государственной (причем именно федеральной) собственностью, так и осталась, извлеченная, государственной же. Однако даже при нынешнем ярко выраженном этатистском курсе власти столь смелая инициатива, отдающая обыкновенной национализацией, вызвала такую бурю возражений, что была заменена более мягким вариантом.

 

 Согласно внесенным поправкам, лицензионные соглашения все-таки заключаться не будут. Их заменят так называемые "концессионные

 соглашения". Основное различие здесь, как поясняет сам Д.Козак, состоит в том,что лицензия является административным документом,

 который может быть аннулирован в любое время, за любое нарушение, следствием чего станет прекращение работы недропользователя. Концессия же является-де гражданско-правовым договором, который содержит права и обязанности не только недропользователя, но и государства по отношению к нему.

 

 Как ко всему этому относятся компании, работающие и в Коми, и на Севере в целом? По словам главы одного из крупнейших северных филиалов «Лукойла» Олега Пашаева: "Национализаторский вариант поправок не стоит даже обсуждать: это однозначный обвал всего рынка ценных бумаг и уход всех инвесторов. При "мягком" варианте компания теоретически ничего не теряет!» В общем, не очень понятно, для чего сыр-бор: лицензии отзываются тоже через суды. Весь вопрос в том, что государство захочет (а оно захочет) получить за концессии. С нынешнего года, несмотря на объявленные якобы прогрессивные налоговые нововведения, налоговая нагрузка на нефтяные компании увеличилась на 7-8%. И не очень понятно, куда идут средства от нового налога на добычу. Во всяком случае, никаких новых площадей для разработки государство не предлагает, что (по крайней мере, в применении к "ЛУКОЙЛу") обуславливает снижение объема инвестиций. Кто может предоставить гарантии, что что-то изменится, если платой за концессии станет увеличение налога на добычу? А что касается принципа "двух ключей", то все зависит от здравомыслия региональных властей. Власти в поморье и в республике Коми хоть научились как-то договариваться с "ЛУКОЙЛом", а в руках «губернатора ненецкой тундры» Бутова, например, "ключ" превращается в дубину..."

 

 Судя по материалам той же сыктывкарской газеты «Молодежь Севера», генеральный директор "Северной нефти" Александр Самусев считает, что Горный кодекс давно необходим, так как "у нас отсутствует связное законодательство в области недропользования. При этом отмена принципа "двух ключей" чрезвычайно вредна, так как нарушается баланс в тройственных отношениях между центром, территорией и пользователем. В результате велика опасность бюрократизации процедуры и необъективности принятия решений. Кроме того, безусловно, снизится заинтересованность регионов в реализации проектов, связанных с недропользованием, а это может создать трудноразрешимые проблемы для государства на всех уровнях". Довольно скептически отнесся к поправкам заместитель министра природных ресурсов РК Валерий Гайдеек. "В России выдано более двух тысяч лицензий, - сказал он, - и хотел бы я поглядеть хоть на одно лицензионное соглашение, выполняемое до долей процента. Не думаю, что нефтяники жаждут замены лицензий на концессии. В конце концов, если компания в состоянии нас убедить, что она по объективным причинам не справляется с выполнением действующего лицензионного соглашения, всегда есть возможность заключить дополнительное. И вообще вопрос не в этом. При распределении нынешнего налога на добычу, который объединил прежние налоги на пользование недрами и на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в соотношении 20 к 80 в пользу центра ни о каком таком воспроизводстве речи идти практически не может. Какая для республики при этом разница, насколько при концессии увеличится рентный платеж? Изыскания за государственный счет сворачиваются, не видно, чтобы и сами компании проявляли здесь какую-то активность. И если уж говорить о "двух ключах", то наш, региональный "ключ", уверяю вас, при нашей очень высокой научной базе, мог бы действовать куда более оперативно и компетентно, чем федеральный. Вот почему Минприроды России уже больше года не проводит никаких тендеров? Да потому, что у министра - 14 заместителей, и все предложения с мест, если даже прорвутся через подобный заслон, возвращаются утвержденными в своей самой малой доле. Ставшая почти знаменитой на весь Север за последние дни сыктывкарская «Молодежь Севера» пишет весьма конкретно: «Дай Бог, если в этом году удастся провести аукцион хотя бы по Лыаельскому и Вежавожскому участкам южной оконечности Ярегского месторождения!.." Все просто: именно Минприроды РФ поручено доводить до ума поправки к закону "О недрах". Ожидается, что они могут быть внесены в Государственную Думу уже к 1 октября. В общем, шума на Севере после внесения этих поправок ожидается много. И не только в небольших изданиях. По информации "ПРАВДЫ.Ру", «штатная» газета администрации Архангельской области «Троицкий проспект» уже ищет экономистов-аналитиков, которые могли бы внятно озвучить позицию Поморского губернатора Анатолия Ефремова.

 

  Виталий БРАТКОВ,

 "ПРАВДА.Ру"

Ссылки по теме:

  Независимая газета:

  Неэффективное и нерачительное недропользование

  УТРО.Ру:

  МПР РФ отзовет 1 тыс. лицензий на недропользование

  Минприроды ввело мораторий на выдачу лицензий на недра

Обсудить