Дмитрий лукашов, главный аналитик FIBO: две беды на руси - нефть и атомный арсенал

Покуда мы не выяснили для себя причины энтузиазма рынков в отношении сокращения ставок в США, мы решили позволить себе отложить на понедельник наши догадки в отношении исхода заседания FOMC и высказать некоторые соображения относительно отечества, которые, как ни странно, довольно существенны в нашем понимании сегодняшнего мира вообще и в оценке ситуации на американских рынках в частности.

 

 С тех пор как разразился скандал a la Enron, нам кажется, существует некоторое недопонимание проблем, присутствующих сегодня на американском рынке. Любая экономическая система (социальный строй) определяется тем, как она распределяет ресурсы (доходы) - не только финансовые, но и интеллектуальные, и всякие прочие. Проблема Enron (и коллапс на рынках акций) вызваны вовсе не озабоченностью размером утаенных убытков в компаниях Enron, WorldCom, etc (3 млрд или 7 млрд - невелика разница!), и даже не только тем, что аудиторы оказались нечистоплотными, а тем, что была поставлена под вопрос способность данной системы капитализма эффективно распределять ресурсы.

 

 Как сказал намедни господин Шредер: "Пришло время пересмотреть - может ли американская экономика оставаться моделью для всего мира". И для американской экономики и для господина Шредера этот вопрос решится в самое ближайшее время, для первой на финансовом рынке, для второго на выборах, а вот нам, похоже, пока такая постановка вопроса не грозит - американский капитализм никогда не был нашей моделью.

 

 Дело в том, что американский капитализм, это капитализм добавочной стоимости (value added) - как, кем, по каким принципам она должна определяться оцениваться это другой вопрос - он то сейчас на NYSE и решается. Но добавочная стоимость это угловой камень американской (да и любой другой экономики). Наша экономика - это экономика нефти. Ее не надо придумывать, развивать, можно даже не перерабатывать - ее нужно делить! И потому наш капитализм - это нечто иное.

 

 Самые богатые люди в США что-то создали - Microsoft, Berkshire Hathaway, Oracle, Wall Mart. Из отечественных, пожалуй, только Гусинский мог претендовать на роль созидателя, но и тот, по иронии судьбы, был раскулачен. И тут даже не в том дело, что кто-то обогатился, а кто-то нет, бог с ним. Но проблема в том, что этим, как ни странно определяются национальные ценности.

 

 90% моего народа полагает, что работают только идиоты и неудачники. Что деньги нужно не зарабатывать, а добывать! (как нефть!). Идиоты-американцы полагают, что нужно работать. Спросите любого студента американского колледжа - он искренне верит, что для таланта и труда в его стране открыты все двери. Самое удивительное, что они умудряются эти двери открывать. И это не только Америка.

 

 Мне довелось много бывать в Праге в прошлое десятилетие. В конце 80-х чехи были точно такими же совками, как мы, и в головах и на кухнях. В начале 90-х они стали отличаться от нас по ментальности, но не по достатку - они работали, мы добывали (по-разному). Теперь они отличаются от нас и по уровню жизни.

 

 И тут во многом вина Запада и нашего второго проклятия - атомного оружия. Оно позволяет нам делать то, и жить так, как никому другому бы не было позволено. С благословения Запада (как бы не развалить ядерную державу!) были проведены те безумные приватизации, которые Мартин Вольф назвал самым постыдным деянием экономики последнего десятилетия. Тогда мы называли это западными реформами, и не без основания полагали, то Запад их поддерживает. Зато теперь любой российский гражданин знает, что всякий богатый - вор! А раз американцы богаты - значит все воры! А где украли? Да конечно у нас - потому, что мы бедные!

FIBO

Темы нефть
Обсудить