Тарифы и экономическая стабильность: за двумя зайцами…

20 июня правительство РФ должно принять решение о повышении тарифов на услуги естественных монополий. От него зависит финансовое будущее двух гигантов российского ТЭК - РАО ЕЭС и Газпрома. И, несмотря на то, что повышение тарифов в необходимом объеме может привести к некоторому ухудшению макроэкономических параметров российской экономики в краткосрочной перспективе, хотелось бы надеяться, что данное решение будет принято.

 

 При регулировании цен естественных монополий необходимо учитывать с одной стороны финансовое положение самих монополий и дальнейшее развитие ТЭК, с другой - достижение макроэкономической стабильности в стране, что создает неразрешимую задачу для экономистов, стремящихся добиться и того, и другого.

 

 Финансовое положение монополий и экономическая обоснованность повышения тарифов. Текущий уровень тарифов на газ и электроэнергию не позволяет покрывать затрат даже наиболее эффективно работающих компаний ТЭК. Тарифы в постперестроечные годы отставали от уровня инфляции, в результате чего большинство компаний электроэнергетической и газовой отраслей стало убыточными. Монополиям не хватает средств для осуществления своих инвестиционных программ и выхода на рентабельный уровень производства. Как следствие, они вынуждены прибегать к займам. Инвестиционная программа Газпрома на 2002 г., например, был урезана с изначально планировавшихся 170 до 141 млрд. руб., из которых только 126 млрд. будет профинансировано за счет собственных средств компании.

 

 Цены на оптовом рынке электроэнергии необходимо увеличить более чем в 2 раза с текущих 1,2 цента за кВт/ч, а внутренние цены на газ - до, по крайней мере, $30 за 1 тыс. куб. м с текущих $16, чтобы в отрасль начали поступать инвестиции.

 

 Низкий уровень тарифов относительно других развивающихся стран. Действующие тарифы на газ и э/э в России значительно ниже международных стандартов: плата за электроэнергию составляет в среднем только 2% от уровня доходов населения, при этом лишь 13% населения тратит на оплату электроэнергии свыше 3% своего дохода. Эти цифры сопоставимы с развитыми странами, однако гораздо ниже показателей развивающихся стран. Тариф на э/э в России самый низкий среди стран с аналогичным показателем ВВП на душу населения. Данная проблема является также одним из препятствий на пути вступления России в ВТО.

 

 Влияние тарифов на макроэкономическую ситуацию. Рост цен на газ и электроэнергию влечет за собой увеличение затрат промышленных предприятий, что на фоне замедления темпов экономического роста и неблагоприятной ситуации на мировых рынках экспортных товаров, может привести к сокращению объемов промышленного производства. Кроме того, рост затрат предприятий и увеличение стоимости услуг ЖКХ в конечном счете ложится на плечи населения в виде растущей инфляции. По оценке Минэкономразвития, в 2001 году 4% из 18,6%-го роста потребительских цен стали следствием повышения тарифов на электроэнергию и газ. В 2000 году данный показатель составил 2,2% из 20,2%.

 

 

 В сложившейся ситуации правительство предпочитает экономическую стабильность и уделяет больше внимания макроэкономическим параметрам, в частности, инфляции, чем финансовому оздоровлению двух крупнейших отраслей российской промышленности. Именно вследствие всплеска инфляции в январе этого года, тарифы на газ и электроэнергию были повышены с 1 марта в значительно меньшем объеме, чем ожидалось: на 20% и 18% соответственно против почти 50% и 35%, планировавшихся ранее ФЭК.

 

 На наш взгляд, однако, на данном этапе повышение тарифов выглядит предпочтительней сдерживания инфляции по следующим причинам:

 

 1) вышеназванное плохое финансовое положение компаний;

 

 2) не такое уж бедственное положение российского населения, которое вполне способно выдержать даже двукратное повышение тарифов;

 

 3) замедление темпов увеличения инфляции в феврале-мае текущего года после январского всплеска;

 

 4) если данное решение не будет принято сейчас, то, учитывая, что текущий год является последним перед парламентскими и президентскими выборами, существенного повышения тарифов в 2003-2004 гг. ожидать не приходится, что значительно ухудшит финансовое положение компаний, т.о. данный момент - наиболее подходящий;

 

 5) сокращение затрат естественных монополий за счет повышения эффективности их деятельности, на котором настаивает правительство, на наш взгляд, не является решением проблемы; кроме того, в последнее время менеджмент компаний значительно улучшил качество корпоративного управления и самостоятельно стремится к снижению затрат;

 

 6) и, наконец, сдерживание инфляции за счет развития ТЭК не приведет к расцвету экономики, так не лучше ли дать возможность развиваться тем отраслям, которые способны обеспечить стабильный доход в бюджет и тянуть за собой остальную промышленность?

 

 Безусловно, данную проблему понимают в правительстве. Будем надеяться, что на этот раз решение будет принято в пользу естественных монополий.

 

 Куприянова Анна ИК «Файненшл Бридж»

ИК 'Файненшл Бридж'