Минатом собирается приватизировать АЭС

По сообщению красноярских экологических организаций, в Минатоме зреет идея приватизации ядерных объектов. Некоторые отраслевые чиновники предлагают оставить в госсобственности только реакторы, а всю остальную инфраструктуру «обменять» на инвестиции. Только так, считают они, можно будет найти деньги на улучшение физической защиты ядерных объектов, так как в России ни одна АЭС не соответствует нормативам.

10 ноября министр атомной промышленности Александр Румянцев обсуждал с Президентом России Владимиром Путиным, где брать инвестиции, как заботиться об экологии, если денег не хватает даже на выплаты людям, проживающим в 30-километровой зоне вокруг АЭС, и как улучшить защиту станций. Единственным источником дополнительных средств на ближайшие несколько лет, судя по его словам, остается снижение эксплуатационных затрат.

При этом, по мнению Госатомнадзора, АЭС остаются по-прежнему опасными для окружающей среды. «Если, например, на блок Курской АЭС упадет самолет, то утечка радиации неизбежна», - заявил 9 ноября в Курске на посвященном развитию атомной энергетики заседании совета Центрального федерального округа председатель Госатомнадзора Юрий Вишневский. Правда, добавил он, существуют программы по доведению защиты АЭС до нормативных показателей, но «они пятилетние» и достаточно затратные. А денег уже сейчас едва хватает. Как заявил Александр Румянцев, «после 11 сентября физическая защита стала нуждаться в переосмыслении». Выход чиновники видят в изменении формы собственности ядерных объектов (сейчас все они могут по закону находиться только в государственной собственности). Министр считает наиболее подходящей для атомной энергетики форму полностью принадлежащего государству акционерного общества, которое давало бы «больше возможности для предпринимательства». По его мнению, можно приватизировать здания, бассейны, турбины и прочее, не относящееся к собственно реакторным установкам. «Например, реактор и турбинный зал - это даже два разных здания», - пояснил г-н Румянцев.

В отношении самих атомных электростанций, по мнению министра, с приватизацией спешить не стоит, ведь «если поругаются директор станции и владелец турбинного зала и последний не захочет принимать пар, это что тогда будет?». Но вместе с тем, продолжает г-н Румянцев, в мире существуют частные АЭС, например в Америке, и функционируют они успешно.

В ответ на эти размышления заместитель генерального прокурора Николай Макаров напомнил, что часть собственности трех АЭС - Балаковской, Смоленской и Калининской - была приватизирована. По этому факту, сказал замгенпрокурора, возбуждено уголовное дело и направлено представление Михаилу Касьянову.

Сейчас, по словам атомщиков, заканчиваются согласительные процедуры по возвращению имущества самим АЭС. Поскольку просто передать его с баланса на баланс невозможно, то подразумевается, что АЭС как бы выкупят имущество по остаточной стоимости. При этом зачтется сопоставимая с ней внесенная АЭС плата за аренду, и как раз получится не выкуп, а простая передача.

Что же касается уголовного дела, то прокуратура, по мнению атомщиков, не учитывает именно этих согласительных процедур. «Они видят, что имущество пока не возвращено, вот и говорят о нарушениях», - сказал Яковлев.

После выступления замгенпрокурора министр Александр Румянцев грустно пошутил: «Мне, судя по всему, осталось только сдаться властям...» По его словам, «карающая база в законодательстве прописана хорошо, а вот проблемы атомной энергетики вообще не отражены».

Ссылки по теме РИА 'ПРЕСС-ЛАЙН'

Обсудить