За нищенскую зарплату такого красавца построили!

Вчера в Казанском авиационном производственном объединении имени Горбунова состоялась торжественная передача первого серийного самолета «Ту-214» хабаровской авиакомпании «Дальавиа». Контракт на поставку двух самолетов был подписан между КАПО, московской Финансовой лизинговой компанией и «Дальавиа» еще полтора года назад.

...На полигоне КАПО, где красовался рожденный в муках белоснежный лайнер, с утра гремела музыка. Руководители предприятия хотели устроить праздник (такой долгожданный!) для авиастроителей, которые создавали самолет около десяти лет. Из здания заводоуправления принесли охапки белых хризантем и Почетные грамоты от президента РТ. Ждали высоких гостей из Москвы. Однако ни премьер-министр Михаил Касьянов, ни вице-премьер Илья Клебанов не приехали помахать ручкой первому «Ту-214». Даже министр транспорта РФ направил вместо себя своего зама. А вот руководители республики прибыли в полном составе.

Но не успел президент Минтимер Шаймиев выйти из машины, как его окружили работницы предприятия и... сразу испортили праздничное настроение. Самые смелые работницы жаловались на низкую зарплату. Конструкторы и технологи получают всего по тысяче рублей в месяц. У сборщиков зарплата чуть повыше. Но намного меньше по сравнению с заработками рабочих на других крупных предприятиях республики. И на жизнь-то не хватает. А уж сравнивать с доходами рабочих американской компании «Боинг», имеющих собственные вертолеты, никому и в голову не придет. Так что вряд ли кто из казанских авиастроителей сможет в ближайшее время летать на «Ту-214» в качестве пассажиров. Не один месяц нужно работать на билет.

Возможно, из-за этого непредвиденного случая Минтимеру Шариповичу пришлось на ходу менять текст выступления. И получился он не совсем праздничным. Желая от всей души счастья и здоровья конструкторам, технологам, рабочим, летчикам-испытателям, а также коллективу лизинговой компании, благодаря которым самолет наконец-то удалось поднять в воздух, он часто повторял, что мы, мол, поправим дела, и вы начнете получать достойную зарплату.

— Не имеем права забывать людей, которые сделали самолет. Это — рабочая гордость! Спасибо вам, что вы не ушли с предприятия! Мы не за одну отрасль не переживали так, как за авиастроение. Преступно потерять ее. Провожая самолет на Дальний Восток, я говорю эти слова с особой тревогой. Идет лоббирование отдельными российскими авиакомпаниями закупки зарубежных самолетов. Россия может потерять свою нишу. Всего несколько стран в мире выпускают самолеты. Неужели мы лишимся отрасли, которую создавали десятилетиями?

Президент повеселел, когда началась раздача слонов — вручение дипломов о присвоении звания заслуженного машиностроителя и Почетных грамот. Награжденных женщин целовал в щечку. Ну а когда его пригласили перерезать красную ленточку и осмотреть салон самолета, даже рассмешил всех фразой, которую громко произнес в микрофон: «Нам, татарам, не привыкать резать!»

После праздничной церемонии кортеж джипов с руководителями покинул полигон. А погрустневшие рабочие возвращались в цеха — достраивать второй самолет «Ту-214». Тоже для компании «Дальавиа».

— Хоть бы премию дали по случаю праздника! Дождешься когда-нибудь! — переговаривались авиастроители. — Вот сейчас зайдем в столовую и выпьем по стакану... чая.

Кстати, сметная стоимость одного «Ту-214», построенного в лизинг, составляет около 25 миллионов долларов. А вот за какую сумму «Дальавиа» выкупает лайнер — коммерческая тайна.

Валентина Пахомова

«Вечерняя Казань»

Обсудить