Жилья для погорельцев днем с огнем не сыщешь

Если случился пожар в квартире, это еще полбеды: над головой все-таки останется потолок, а вот если сгорел частный дом, то крышей хозяевам станет чистое небо. Потому что погорельцы для казанских районных администраций — стихия, подобная огню: не знают, что с ними делать.

Полуслепая баба Клава пришла в редакцию с двумя большими пакетами. Объяснила, что в одном у нее постельное бельишко, в другом — скудное пропитание.

— Ночую где придется, часто в трущобах, которые еще не снесли, — шамкала она.

...Из-за утечки газа дом Ионовых вспыхнул синим пламенем 5 октября 1995 года. Сгорели крыша и перекрытия, сильно обгорели стены. «В связи с постановлением главы администрации от 25.08. 1997 года дом № 5 по улице Двинской признан непригодным для постоянного проживания и включен в программу ликвидации ветхого жилья», — сообщил Ионовой заместитель главы администрации города Ленар Валеев. Но через некоторое время он известил погорельца, что к 98-му году дом был восстановлен (Ионовой действительно тогда помогли родственники. — Авт.) и это, мол, подтверждается актом обследования БТИ Приволжского района. А раз износ дома — 50%, он исключен из списка ветхого жилого фонда и пригоден для дальнейшего проживания.

Интересно, что подразумевал замглавы под словом «пригоден»? Это значит — удовлетворяет определенным требованиям, в данном случае — жилищным? Но может ли жилой дом соответствовать этим требованиям, если крыша дырявая, пол — сырая земля, и в нем холодно, как в склепе? Но это, оказывается, головная боль не администрации, а Клавдии Ионовой: «владельцам дома необходимо содержать дом в надлежащем состоянии в соответствии со статьей 128 Жилищного кодекса РСФСР», — строго указал погорельцу Валеев.

Как полуслепая бабушка может содержать то, что домом (под этим понятием, кстати, подразумевается именно жилое здание) можно назвать с большой натяжкой? Для начала желательно привести в порядок то, что, собственно, и требуется содержать. Однако администрация района и города не помогает ей восстановить дом, а вот за содержание спрашивает строго.

Вместе с бабой Клавой в Приволжском районе 13 погорельцев, дома которых не подлежат восстановлению. Недавно сгорел дом Казариных, проживавших в Отарах — восемь человек сейчас не могут найти пристанища. В Советском районе 11 семей, пострадавших от огня, в Авиастроительном — 7. Примерно такие же цифры и в других районах. Погорельцы обивают пороги райотделов по учету и распределению жилья, а там разводят руками. Если раньше, до приватизации квартир, в каждом районе все-таки освобождалась жилплощадь после смерти стариков, то сейчас, как правило, в наследство вступают родственники. Короче, с квартирами — труба.

Но можно ли восстановить дом? Это реально, если дом застрахован. Если же страховки нет, то администрация района ходатайствует перед предприятием, на котором трудится погорелец: выделите, мол, необходимую сумму для восстановления дома. Но вот члены семьи Казариных хоть и работают, никто не спешит выделять им деньги на строительство дома. Что уж говорить о таких пенсионерах, как баба Клава.

— Как же вы помогаете погорельцам? — спрашивала я у начальников райотделов по учету и распределению жилья.

— Гладим их по плечику. Говорим: «Миленькие, давайте потерпим, поживем пока в общежитии или маневренном фонде», — пояснила Маргарита Кипенко.

Как выяснилось, вопрос о выделении жилья погорельцам начальники квартирных отделов выносят на обсуждение в департамент жилищно-коммунального хозяйства горадминистрации. Но толку от этого мало... Кстати, там мне даже не смогли сказать, сколько у нас сейчас погорельцев.

До недавнего времени некоторым погорельцам выделяли квартиры по программе ликвидации ветхого жилья. Но, говорят, дома стали гореть намного чаще. Вот лавочку и прикрыли. Нет у нас в городе и фонда, из которого погорельцам выделяли бы необходимую сумму.

...На днях баба Клава опять пришла в редакцию уже со справкой о необходимости выделения ей жилья в первую очередь по состоянию здоровья. Эх, никак не может понять старушка: сколько «бумажек» ни приноси, в пожарном порядке квартиры погорельцам не выделяют.

Наталья Вяткина

«Вечерняя Казань»

Обсудить