Геннадий ходырев: Пока Россия на сносях, рожает в муках

- Говорят, мы плохо просчитываем перспективы и плохо их осмысливаем. Американцы приняли стратегию развития на 20 лет. Известно, чего хочет Европа, чего хотят китайцы, но мы не знаем, чего нам ждать в ближайшие не только годы, но даже 5-10 месяцев. Или знаем? Вы знаете?

- Вы, конечно, знаете, что Владимир Путин пришел к президентству с долгосрочной программой, известной публике как "программа Грефа". Правда, до выборов клманде Путина как-то удалось обойтись без оглашения ее содержания. Мол, над программой работают, большой коллектив, все специалисты, профессионалы... Хотя уже в тот период высказывались сомнения в том, что Герман Греф, в силу малого опыта государственной деятельности и ввиду полного отсутствия опыта подобной работы, способен дать сране курс на долгие годы. Настораживали и соавторы проекта - Чубайс, Ясин и другие, уже очень хорошо известные нашему народу деятели. Так в конце концов и вышло - Г.Греф предоставил обществу абсолютно либеральный, догматический я бы сказал, по сути, документ, который даже правительство Касьянова поостереглось принять как руководство к действию. Хотя в кабинете министров есть силы, упорно толкающие страну в этом, тупиковом по сути, направлении.

В среде оппозиции параллельно с программой Грефа зрел иной программный документ, получивший в прессе имя "программа Маслюкова" и озвученный на парламентских слушаниях осенью прошлого года. Этот документ свободен от догматизма иного, чем программа Грефа порядка, которым, что скрывать, иногда грешат наши левые в Госдуме. Но этот - документ является плодом работы большой команды профессионалов-управленцев высшего звена советского периода и молодых ученых-экономистов, специалистов об ласти институциональной экономики, кредитно-финансовой политики. Уже тезисное изложение этого документа дало понять, что он свободен от догм, является плодом колоссального опыта и исходит из реалий, сложившихся в государстве и общество. Сегодня гаезты "Советская Россия", "Завтра", ПРАВДА.Ру и ряд других СМИ в Интернете публикуют материалы "теневого кабинета" оппозиции, в которых содержание программы раскрывается уже постатейно. Это большая по объему работа, которая сегодня тщательно изучается на всех этажах власти. Я тоже вхожу в число авторов этого документа.

Хотел бы сказать, что вопрос направления развития страны, ее долгосрочной программы развития, евсли хотите, "национальной идеи" - это вопрос власти и вопрос к власти. Сегодня стратегия развития государства - это вопрос выбора президента, поскольку народ свой выбор сделал, проголосовав за В.В.Путина. Если за четыре года президентства, то есть за оставшиеся два с половиной, он так и не сделает реальных шагов по оздоровлению ситуации, то вопрос снова встанет перед народом, на новых выборах. Хотя до бесконечности решать "быть или не быть" невозможно. Вопрос решится сам собой, по второму варианту.

- После Ельцина Путину досталась рыхлая Федерация с мятежной Чечней, независимым Татарстаном, отвалившимся Дальним Востоком и замерзающим Севером. Ясно, что Россию надо собирать. Но как?

- Я уже сказал, Владимир Владимирович Путин должен определиться со своим выбором. Или выбор определится за него. Пока мы видим, что впорос с Чченей, который рассматривался как основной предвыборный аргумент Путина, не решается теми методами, которые избрало руководство страны. Хотя общее направление изначально было избрано верное. С Севером и Дальним Востоком "чеченская" методика абсолютно не подходит, это понятно. Но мы видим в руководстве старны полную растерянность перед решением конкретной задачи, которая всеми прежними руководителями решалась в рабочем порядке. Опять на решение вопроса бросают испытанных чеченской войной генералов, какие-то военно-спасательные десанты во главе с Шойгу... А вот рождаемость в стране низкая - что, проблему опять при помощи войсковой операции будем решать?

Россию не надо собирать, надо не давать ей разваливаться. Никто добровольно из России уходить не желает, особенно населенные русскими регионы. Проблема Приморья и Севера - искусственная проблема, сочетание злого умысла и некомпетентного управления. Хотя решение задач Севера и Дальнего Востока не входит, вообще-то, в компетенцию нижегородского губернатора.

- Нужен ли нам закон о государственной собственности? Есть сторонники того, что государство должно иметь контрольный пакет акций в стратегических отраслях, таких, как добыча сырьевых ресурсов, железная дорога, энергоснабжение, военно-промышленный комплекс, система связи. Что предлагаете Вы?

- Нужно исходит из той реальности, которая сложилась на текущий момент. Подгонка реальности под заранее утвержденную схему - это и есть догматизм. Мне бы, может быть, кажется правильным наличие контрольного пакета у государства, но везде ли сегодня государство может с места в карьер перейти к эффективному управлению? Это даже если предположить, что отъем собственности у нынешних владельцев пройдет тихо и безболезненно. что совсем не очевидно.

Ведь в чем состоял догматизм Чубайса, когда он руководил приватизацией? Им была избрана некая схема, вполне конструктивная именно как модель, существующая в виртуальном пространстве. Так, если бы объекты приватизации - заводы, нетяные вышки и прочее - были шарикаами на бильярде или фигурами в шахматах. Вот он расписал комбинацию и стал ее претворять в жизнь. А завод - не шарик, там люди работают живые, между прочим, масса связей и отношений, которые нив один учебник не вписываются.

К примеру, бартер. Доля неденежных отношений в российской промышленности последних лет достигала 80 процентов! А Чубайс пришел ее реформировать с монетаристским инструментарием. В результате приватизация прошла, а эффективность производства упала в несколько раз.

Теперь представим, что процесс закрутится в обратную сторону. Новые владельцы начнут выводить активы, сворачивать сделки, отказываться от выполнения договоров по форс-мажорным обстоятельствам - заметьте, везде форс-мажор включает в себя "действия государственных органов". Да мы просто рискуем вообще остаться в пустыне, среди развалин бывшей промышленности.

Только не подумайте, что я против национальзации в стратегических отраслях как таковой. Просто это такой процесс, который нельзя производить "по Чубайсу наоборот", вроде сделать дело и посмотреть, что получится?

- Еще одна проблема - деньги. Когда-то бюджет России составлял 600 млрд. долларов. Сейчас - 30. На эти деньги нельзя содержать страну в 150 млн. человек. Что делать? Где взять на всех?

- Вообще-то "содержание" 140 миллионов человек и не входит в задачи госбюджета. У нас образовался негосударственный сектор, и он не такой уж хилый, как принято считать. Ему нужно дать возможность работать эффективно, чтобы налоги от его деятельности покрывали потребности тех, кто работает в бюджетных организациях. Я когда смотрю на количество автомобилей, особенно импортных на улицах городов, на новостройки, причем не только в "новорусском стиле", ко мне приходит ощущение, что валовый национальный продукт не так уж и мал, как принято об этом кричать на всех углах. Ведь и 600 миллиардов долларов советского бюджета - откуда вы их взяли? А ведь это цифра, которую методом косвенных оценок получили западные экономисты для оценки экономики СССР. Почему же вы сравниваете оценочную цифру с официальным госбюджетом? Некорректно получается.

А вот вопрос "где взять на всех?" - это важно. У нас в стране децильный индекс, то есть отношение доходов 10 процентов самых богатых к 10 процентам самых бедных, давно перевалил за сотню А признаком социальной стабильности во всем мире считается, когда это отношение не более 10-и. Что получается? Да то, что по степени имущественного расслоения у нас давно должна произойти Вторая Великая Октябрьская социалистическая революция. В мои планы как губернатора Нижегородской области революция не входит, значит надо что-то делать с проблемами социального расслоения. Полагаю, что надо "нижних" подтягивать к "верхним", а не "верхних" опускать до "нижних".

- Заколдованный круг получается. Не действуют законы - нет денег. Нет денег - не можем решить социальные проблемы, гарантировать безопасность. Нет гарантий безопасности - не действуют законы. Может, надо ввести чрезвычайное положение?

- Мне кажется, из моих ответов заколдованного круга не получается. Законы действуют. Попробуйте что-нибудь лично вы нарушить - и вы сразу убедитесь, что есть у нас и правоохранительные органы. Иное дело - качество исполнения законов оставляет желать лучшего. Действия органов сами подчас являются нарушением закона, прав человека. Но это вопрос не концептуальный, это опять-таки тема повседневной работы руководства. Так было раньше. А в последние годы руководящие посты рассматривались не как повседневный тяжелый и неблагодарный труд, а как своего рода награда - за преданность, за оказанные услуги. Феодальный принцип "кормлений" - вот как называется сегодня кадровая политика в нашей стране. Помните, что говорил о кадрах товарищ Сталин?

- Ни для кого не секрет, что первый и главный вопрос для России - энергетика. Ничего не поможет, если она развалится. Что у нас происходит? Нижегородцев пугают постоянно: через месяц мы останемся без тепла, без света. Кто виноват? И что делать?

- Надеюсь, что еще в Государственной думе сделаю в этом отношении немало. Недавно прошли слушания в Комитете Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, члено которого я являюсь. Были приняты рекомендации, которые, надеюсь, и лягут в основу решения Думы. Там много, что не по нутру окажется и Чубайсу, и другим горе-реформаторам.

Могу ответственно сказать, что объективных причин, по которым сегодня Нижний Новгород может остаться без тепла и света нет. Хотя как аргумент в предвыборной борьбе нынешние власти могут использовать и веерные отключения, и тактику вымораживания. Пролагаю, что и в Приморье причитны кризиса носили не только объективный характер.

- Говорят, два раза в одну и ту же реку не входят. Вы пытаетесь войти. Какие ошибки прошлого Вы бы не повторили сейчас?

- Будучи первым секретарем обкома, я на пленуме ЦК поставил вопрос о снятии Горбачева с должности Генерального секретаря ЦК КПСС. Но ЦК за отставку не проголосовало. Не смог убедить. Надо тверже было отстаивать свою точку зрения. Может, тогда и история нашей страны по-иному завертелась. Да что старое вспоминать?

- Ельцин после себя оставил не «семью», а целое «племя», которое расползлось по стране. И оно не заинтересовано ни в исполнении законов, ни в установлении порядка и бороться с ним очень нелегко. Что делать?

- Я бы не стал преувеличивать роль личности в истории, особенно такой, как первый президент России. В последний президентский срок это был уже стремительно ветшающий человек, слабостями которого просто не могли не воспользоваться людишки из окружения. А такие возле слабого правителя всегда в изобилии. Надеюсь, что Путин не такой. Он уже меняет ельцинские кадры, и делает это весьма осторожно, чтобы не наломать дров. Здесь его трудно не одобрять. Но вот кадры, которые он ведет с собой, не всегда вызывают "чувство глубокого удовлетворения", как раньше говорили. Петербургская мэрия времен Собчака превратилась во всесоюзную кузницу кадров. А я испытываю некоторый скепсис по поводу неисчерпаемости этого кадрового резерва. Боюсь, что скоро даже секретарши больших питерских начальников получат по генеральскому классному чину.

Впрочем, надеюсь, эту болезнь роста наш президент скоро изживет.

- Говорят, в нашей стране есть два известных человека с фамилией на букву «Б»: Бородин и Березовский. Если они заговорят, мало никому не покажется. Как Вы думаете, чем закончится «Бородинское сражение»?

- Я не слежу за ходом событий.

- Чтобы сыграть в футбол, нужны мяч, поле и команда. Допустим, мяч я поле у Вас есть, а команда? Ведь «играть» придется уже на следующий день после выборов.

- Нижегородская область дала России много видных деятелей, от Козьмы Минина до Сергея Кириенко. Сейчас, когда кадровый отток из Нижнего в Москву сократился, кадровых проблем в крупнейшем регионе России не ожидается. И команда, которая придет со мной, конечно же, есть. Но я ведь не варяг, и мне совершенно не нужно менять всю систему руководства областью. Я ведь всех здесь знаю, знаю лучшие, знаю худшие стороны руководителей. Речь в случае моего прихода в качестве губернатора пойдет не о тотальной замене кадров, а об оптимизации работы механизма власти. Очень многие чиновники сегодня хотят и могут работать, но их сдерживает система. А система должна помогать работать, а не мешать.

- Национальная идея - есть ли она у нас? В чем она? И нужна ли она нам?

- Национальная идея Нижегородской области? Так ведь нет такой нации - "нижегородец". Или вы ждете, что я в двух словах сформулирую вам национальную идею России? В свое время Ельцин поручил своему помощнику Сатарову написать, в чем должны быть национальная идея. Сатаров год писал, писал, водки, наверно, море выпил, а идея так и не сформулировалась. Нельзя национальную идею "придумать". Она, как человек, рождается. Пока Россия на сносях, рожает в муках.

- Мы боремся со страшной силой с коррупцией, а она только крепчает. Это как тараканы: чем больше их травишь - тем живучей они становятся, тем интенсивнее размножаются. А у Вас есть средство от коррупции?

- У меня лично - есть. Я не беру взяток, не ворую. Очень помогает от коррупции. Если я вижу, что мой сотрудник начинает жить не по средствам, я перестаю ему доверять, а в перспективе расстаюсь с этим человеком. У государственного чиновника в соответствии с его официальными доходами много чего не может быть в принципе. Очень легко бороться. Надо только хотеть.

Беседу вела Галина СОШКИНА.

Обсудить