Михаил делягин: бюджет платит валютой Центробанка

Парадоксально, но факт: вот уже более полутора лет практически ежемесячное перевыполнение бюджетных проектировок по доходам неуклонно сопровождается недофинансированием предусмотренных бюджетом расходов. Так, в 2000 году дополнительные доходы бюджета превысили 250 млрд.руб., а расходы, по данным Счетной палаты, были недофинансированы на 58 млрд.руб..

Как дополнительные доходы, так и сэкономленные расходы направляются прежде всего на исправление допущенных при бюджетном планировании ошибок, прежде всего на компенсацию недополученных внешних займов и не проведенных реструктуризаций внешних выплат.

Так, в феврале 2001 года доходы федерального бюджета составили 105,9 млрд.руб., что превысило бюджетные проектировки на 6 млрд.руб. - на 6,0%. МНС перевыполнил план на 5.1%, ГТК - на 7.0%, Минимущество - на 11.3%, Минфин - на 3,6%. Как и в январе 2001 года, полностью провалил план сбора средств в бюджет Госкомрыболовства, выполнивший его лишь на 1,1%. Именно это, вероятно, и вызвало к жизни необходимость замены его руководства и личный контроль за его деятельностью со стороны премьера Касьянова.

Несмотря на ощутимые дополнительные доходы, расходы бюджета, составившие 126,0 млрд.руб., были ниже проектировок на 12,8% - на 18,1 млрд.руб.. Если бы государство выполнило свои бюджетные обязательства полностью, впервые появившийся в феврале 2001 года дефицит федерального бюджета составил бы не 20.1, а 38,2 млрд.руб..

Планируя появление в феврале дефицита федерального бюджета (прежде всего в результате выплат Парижскому клубу, составивших 1,27 млрд.долл.), правительство предполагало покрыть его при помощи сокращения колоссальных остатков на счетах бюджета.

Только не связанная с обязательствами по новациям ценных бумаг часть этих остатков превышала 1 января 2001 года 76 млрд.руб.. За январь она сократилась до 66,9 млрд.руб., и за февраль Минфин предполагал снизить эти остатки до нормального, технологически обусловленного уровня в 17,9 млрд.руб., уменьшив их за один месяц в 3,7 раза - на 49 млрд.. Эти средства планировалось направить на внешние выплаты, достигшие в феврале 55,9 млрд.руб. (выплата на погашение основной части внешнего долга составила 11,9 млрд.руб., а процентов по нему - 44.0 млрд.руб., или 34,9% всей расходной части бюджета).

Однако этим планам не суждено было сбыться. Вероятно, из-за плохой управляемости остатками на счетах бюджета за февраль их удалось сократить не на 49.0, а лишь на 23,6 млрд.руб.. Строго говоря, даже такое половинчатое сокращение стало выдающейся победой Минфина, так как в прошлые месяцы надежды на крупные сокращения неиспользуемых остатков на счетах бюджета никогда не оправдывались. Но незавершенность этого сокращения привела к тому, что недостающие для внешних выплат средства пришлось получать за счет сокращения расходов бюджета - своего рода скрытого секвестра.

Аккуратно, на 100% в феврале профинансированы расходы на поддержание правопорядка, пополнение госзапасов, рыночную инфраструктуру, здравоохранение, культуру, СМИ, науку и космические исследования.

Хорошее финансирование (на 95% и более) выпало на долю образования, социальной политики, обслуживания государственного внешнего долга, мобилизационной подготовки и утилизации вооружений. Национальная оборона была профинансирована в феврале лишь на 77.2%, однако Минфин специально указал, что соответствующие средства были перечислены с технической задержкой, вызванной несвоевременным оформлением документов, в результате чего финансирование произошло в начале марта.

Удовлетворительно (на 80% от бюджетных проектировок и более) финансировались судебная система (на 93,6% - из-за фактического провала судебной реформы, которую предполагалось финансировать), преодоление чрезвычайных ситуаций (на 92.6%), госуправление (на 92,4% - из-за неспособности Минфина в течение вот уже второго года провести тендер на закупку оргтехники для региональных казначейств), обслуживание внутреннего долга (на 88.8%, что составило разительный и, по-видимому, политически обусловленный контраст с точным обслуживанием внешнего долга), финансовая помощь регионам (на 87.1%) и транспорт (на 83,3%).

Нельзя не обратить внимание на недофинансирование МинЧС, которое еще полгода назад невозможно было представить. Вероятно, эта неаккуратность свидетельствует о снижении влияния руководства МинЧС в высших эшелонах власти. Она может служить также косвенным подтверждением слухам о готовящейся реорганизации созданной в свое время при активном участии руководителя МинЧС С.Шойгу партии "Единство", которая, с одной стороны, не демонстрирует эффективности и квалифицированности, необходимых "партии власти", а с другой - постепенно выходит из-под контроля своих создателей (о чем свидетельствуют заявления ее руководителей о намерении поддержать вотум недоверия правительству, предложенный КПРФ).

По остальным направлениям финансирование было сорвано. Военная реформа получила 78,3% обещанного, промышленность - 50.8, сельское хозяйство - 43.4, а охрана окружающей среды - 59,4%. По большинству этих статей, как и в случае с национальной обороной, финансирование было задержано по формально техническим причинам и проведено в начале марта - и, соответственно, из мартовских доходов.

Посмотрим, что произойдет в связи с этим с мартовскими расходами. Если какая-либо их часть будет, в свою очередь, перенесена на начало апреля, это станет признаком начала возвращения "экономики неплатежей" - возникновения краткосрочной кредитной задолженности федерального бюджета перед бюджетополучателями, прикрываемой техническими трудностями с оформлением документов. Если же эти расходы будут проведены в марте, это возложит на бюджет фактически двойное бремя (собственно мартовские расходы и расходы, перешедшие с февраля), что потребует либо малореального увеличения доходов, либо сохранения значительного дефицита бюджета.

Следует отметить, что значительные внешние выплаты февраля (55,9 млрд.руб., или немногим менее 2 млрд.долл.) сопровождались столь же значительным сокращением золотовалютных резервов Центробанка - на 1,3 млрд.долл.: с 29,6 на 1 февраля до 28,3 млрд.долл. на 1 марта. Так как приток валюты в страну и, соответственно, в Центробанк продолжался, такое сокращение золотовалютных резервов означает, что практически вся валюта, выплаченная внешним кредиторам в феврале, была куплена бюджетом в конечном счете не у операторов свободного рынка, а у Центробанка.

Это формулирует главный урок февраля 2001 года: внешние выплаты будут осуществляться в конечном счете за счет резервов Центробанка. Ведь бюджет получает доходы в рублях - и, даже собрав необходимые суммы, для платежей по внешнему долгу вынужден покупать валюту. Пока над страной, как дамоклов меч, висят проблемы 2003-2005 годов, операторы валютного рынка не захотят расставаться с ней, - и в требуемых количествах бюджет сможет покупать ее только у Центробанка, сокращая его золотовалютные резервы.

Поэтому любые меры, направленные на сокращение этих резервов, будь то снижение норматива обязательной продажи валютной выручки, переход от разрешительного к уведомительному проведению операций по выводу капитала из страны или иные шаги по непродуманной либерализации валютного регулирования, недопустимы. Они объективно лишают Россию средств для выплаты долгов, подталкивают нас к дефолту и разрушительной девальвации.

Обсудить