Анатолий баранов: Клебанов даст стране "Сухой МИГ". Самолеты и девушки потом

Сегодня у вице-премьера Ильи Клебанова состоится совещание, на котором, видимо, будет окончательно решена судьба российского военного авиастроения.

В плане вице-премьерского мероприятия стоит вопрос слияния РСК "МИГ" и АВПК "Сухой" в единый комплекс, причем головным предприятием намечен... серийный завод в Комсомольске-на-Амуре (КнааПО). Логика здесь проста, как нарукавник счетовода: КнааПО - реально работающее предприятие, с нормальной загрузкой, обеспеченное контрактами. Значит, ему и возглавлять два всемирно известных КБ и еще некоторое количество серийных заводов.

Есть, конечно, и "шероховатости": никогда в практике авиастроения не бывает успешной кооперация, при которой серийное производство руководит конструкторским бюро. Отношения КБ и завода всегда конфликтны, поскольку задачи и, соответственно, интересы у них различные. Но все-таки голова обычно находится в КБ, а руки... Плохо, когда руки управляют головой.

Есть и более конкретные проблемы: перед двумя ведущими КБ на протяжении последних лет стояла глобальная задача создания двух машин пятого поколения - многофункционального истребителя и легкого фронтового истребителя. Ни "Сухой", ни "МИГ" с этой задачей не справились, хотя справедливости ради следует сказать, что "МИГ" к решению приблизился, в начале этого года наконец подгяв в воздух машину-прототип истребителя пятого поколения. Созданная же "Сухими" машина Су-37 с обратной стреловидностью крыла хотя и имеет стапроцентный упех у зрителей авиасалонов, но на вооружение, по признанию главкома ВВС Корнукова, принята быть не может. Да это и не машина пятого поколения вовсе. Впрочем, тот же Корнуков скептически отозвался и о перспективах машины, созданной на "МИГе". Таким образом истребителя пятого поколения нам следует ждать от нового авиагиганта, неведомого "Сухого мига".

И вот тут-то главенствующая роль серийного завода, да еще находящегося за многие тысячи миль от двух столичных КБ, видится более чем загадочной.

Возможно, основной упор будет сделан на модернизацию действующих машин четвертого поколения, которую готово будет заказать Министерство обороны именно КнааПО, а не "МИГу" и не "Сухим". Но тогда более, чем очевиден будет перекос в сторону марки Су, работами с которой главным образом занят завод в Комсомольске-на-Амуре, а что станется с серийными заводами в Москве (Производственный центр имени Воронина) и Луховицах? А впрочем, ясно, что станет - судьба нижегородского завода "Сокол", фактически выпавшего из "миговской" кооперации, тому являет наглядный пример. Медленное умирание, вот что будет.

Не совсем ясна и судьба двух КБ, которые возглавляются непримиримыми соперниками Никитиным и Погосяном. Совершенно очевидно, что под одной крышей они навряд ли уживутся. Значит, помимо структурной перестройки грядет и глобальная кадровая зачистка обоих коллективов.

При этом, если на "Сухом" все более-менее ровно и гладко, то "МИГ" только что уже пережил и структурную реформу, и кадровые перетряски. И то, и другое стоило объединению очень дорого - уходили специалисты, ломались связи. Теперь это предстоит пережить снова. Или не пережить...

И, наконец, последнее: если АВПК "Сухой" - это акционерное общество, то "МИГ" является Государственным унитарным предприятием. То есть чтобы слить эти две структуры нужно акционировать фирму Микояна. А дальше, как известно, неизбежно следует этап приватизации.

Может, ради этого все и затевалось? А самолеты... Самолеты, как и девушки - потом.