Анатолий БАРАНОВ: агония МИГа

На митинге у Белого дома к первому секретарю МГК КПРФ Куваеву подошли скромно одетые люди и передали несколько листков бумаги. Письмо на одной страничке и три листа - сплошь подписи. Письмо на имя председателя Госдумы Селезнева содержит и такие слова: "На нашем предприятии ФГУП "РСК МИГ" вот уже почти три месяца задерживают зарплату. Последний раз работники завода получали зарплату за июнь месяц 2000 года. Люди работают в постоянном напряжении, зарплата у рабочих в среднем 1200-1700 рублей. Работники уходят в отпуск, не получив отпускных. Фактически нечем кормить детей, нет денег на проезд в общественном транспорте, нечем платить за квартиру."

Честно говоря, после победных реляций правительства о преодолении кризиса, о промышленном росте и неустанной заботе о нуждах ВПК, читать это дико! Ведь все это происходит на государственном предприятии-спецэкспортере, которое по планам правительства, озвученным вице-премьером Ильей Клебановым, является в этом году "номером два" после "Росвооружения" по объемам продаж военной техники за рубеж. Речь идет о небедном предприятии!

Тем не менее, в конце сентября на охраняемой и сверхсекретной территории производственного центра имени Воронина, у памятника Ленину собрался многолюдный митинг. Реконструкция происходившего (репортеров не было ) показывает, что сначала рабочие требовали генерального, Н.Ф.Никитина, который еще полтора года назад обещал покончить с задержками зарплаты. Генеральный к людям не вышел, успокоить людей пытался его заместитель по производству Пузанов. Но что скажешь людям, у которых нечем детей кормить?

После того, как Пузанов сообщил, что руководство тоже не получает зарплаты, толпа качнулась к заводоуправлению - там сплошным рядом красовались начальственные авто - "мерседесы" и БМВ. Крыть было нечем, едва удалось уговорить рабочих не крушить дорогую технику.

Спустя несколько дней делегация от МИГа приняла участие в митинге КПРФ у Дома правительства. Примерно в это же время генеральный Никитин нашел время встретиться с рабочими и в очередной раз пообещал дать денег. В октябре выплатили зарплату за... июль, и на этом успокоились.

Самое досадное, что при примаковском кабинете МИГ действительно начал выкарабкиваться из той дыры, куда его опустили "реформаторы". К середине 1999 года были покрыты все долги по зарплате, благо рубль обесценился в четыре раза. Правительство реструктурировало долги предприятия, которые составляли около 400 миллионов долларов. Начали потихоньку, через Интерпол возвращаться из-за границы деньги, уведенные прежним руководством МИГа. А главное - и Минобороны, и ряд зарубежных заказчиков подтвердили готовность покупать у МИГа технику.

К концу прошлого года руководство МИГа резко изменило приоритеты, начав ориентироваться на нового вице-премьера по ВПК И.Клебанова. По мнению Никитина и его нового патрона пришло время собирать плоды с посадок, сделанных предыдущим правительством. В результате была проведена смена руководства, прежде всего в области финансов и маркетинга, на "своих людей". Корпорацию покинули ведущие конструкторы, вслед которым Клебанов бросил, прямо в телекамеру:"Они еще будут проситься назад".

Но вышло иначе.

Требований Минобороны ослабленная в кадровом и технологическом отношении корпорация просто не смогла выполнить. Колоссальным фиаско закончился подъем в воздух прототипа самолета пятого поколения, "проект1.44". По итогам испытаний было объявлено, что военные гарантированно не будут приобретать эту машину, как, впрочем, и запущенный несколько ранее УТИ МИГ-АТ. Чтобы "сгладить" впечатление, был инспирирован ряд "базарных" склок и отношения с военными разладились раз и навсегда.

Гражданская программа по сборке Ту-334 тоже не заладилась. Согласно постановлению правительства первая серийная "миговская" машина должна быть готова в будущем году, но Луховицкий завод, на котором планировалось произвести конечную сборку, на сегодня для этого не готов. И средств нет.

В начале года стало ясно (а сейчас это видно даже самым отъявленным оптимистам), что контракт с Ираном на поставку технологии и комплектующих для Ту-334 общим объемом в 1,2 миллиарда долларов выполнен не будет. Не ладится что-то с Малайзией. Осенью должен быть заключен контракт на поставку Индии МИГ-29К - не трудно догадаться, что хотя осень уже давно в разгаре, индийский проект так же далек от реализации, как и иранский.

Тем не менее, остается загадкой судьба кредита в 15 миллионов долларов, предоставленных МИГу в начале года Внешторгбанком. Хорошо, если его просто "проели" на зарплату. Но ведь зарплаты-то нет...

Однако, несмотря на кажущееся безденежье, продолжаются выплаты по счетам и договорам с полумифическими фирмами за услуги, тоже относящиеся скорее к разряду "потусторонних".

Так, в бытность мою директором по общественным связям ФГУП "РСК МИГ", руководство очень настаивало на заключение долгосрочного договора по проведению для корпорации загадочных услуг с некой фирмой, возглавляемой почтенным родителем одного из отцов-основателей "Группы МОСТ".

Когда мне с трудом удалось "замотать" этот скользкий вопрос и не дать денег на поддержание Гусинского и Ко, появилась другая организация, красноречиво именуемая "Инфо-МОСТ". После того, как руководству удалось опять-таки внушить мысль о неуместности подобных отношений, мне предложили покинуть корпорацию, что я, предвидя дальнейшее нерадостное будущее МИГа, с легким сердцем и проделал. А на горизонте появилась никому не известная компания "А.Б.Е.", все с теми же действующими лицами. Так вот, несмотря на многомесячные задержки зарплаты, компании "А.Б.Е." регулярно выплачиваются внушительные суммы за крайне невнятные услуги. За процессом наблюдает лично гендиректор.

Сколько таких "А.Б.Е." на шее других департаментов корпорации?

Видимо, не мало, поскольку на авиационные выставки и шоу от МИГа ездят все более многолюдные и внушительные делегации, в которые входят чиновники, генералы, депутаты, журналисты и красивые женщины - вот только продукции МИГа больше с собой не возят.

Нечего показать...

Разве что кукиш из кассового окошечка в день зарплаты. Ведь это единственное, что исправно производят теперь на МИГе.

Анатолий БАРАНОВ.

КЛАДБИЩЕ РОССИЙСКОГО АВИАСТРОЕНИЯ

Автор Анатолий Баранов
Анатолий Баранов — российский журналист, политический деятель левого толка *