Голливуд против Интернета - первая сетевая война началась

Все началось с Напстера. Нет, пожалуй, для вас все началось тот момент, когда вы впервые записали очередную серию похождений дона Педро для любимой тещи, которая живет в соседнем доме. В тот момент, в тот страшный момент, когда вы передали ей кассету, вы стали преступником! Вас утешало лишь одно: вы были не одиноки. Бесчисленное количество ваших сограждан совершало такие же преступления каждый день, даже не подозревая об этом.

 

 

 Однако технический прогресс, позволивший вам приобрести роскошный компьютер и приличную высокоскоростную линию для выхода в Интернет, оказался вашим злейшим врагом. Отныне вам не надо было каждый день посещать заметно постаревшую, но не утратившую вкус к сериалам тещу, достаточно было просто записать ее любимую теленовеллу на жесткий диск, а потом переслать ее с помощью особой программы. Неожиданно оказалось, что в сети полно людей, готовых совершенно бесплатно предоставить вам собственные сокровища, начиная от старинных музыкальных записей 50-х годов, которых днем с огнем не найдешь в больших музыкальных магазинах, заканчивая дешевой попсой и американскими блокбастерами. Вы считали, что поскольку вполне законно приобрели CD любимой группы в соседнем магазинчике, то имеете полное право поделиться ей с друзьями, пусть даже их будет несколько миллионов человек. Увы, вы оказались неправы. Слышите стук в дверь? За вами пришли...

 

 

 Но вернемся к началу этой грустной истории. Несколько лет назад мировая общественность впервые услышала о компании Napster, которая с помощью особой p2p-программы, устанавливаемой на компьютерах пользователей (заметим, совершенно добровольно), собирала информацию о музыкальных и видео файлах, которые находятся в их распоряжении, и делала их достоянием всего интернет-сообщества. Таким образом, предоставляя свои собственные записи, вы одновременно получали доступ к любым интересующим вас данным, причем совершенно бесплатно. Когда число пользователей перевалило за несколько сотен тысяч, боссы американского шоу-бизнеса забили тревогу, объявив во всеуслышание о том, что Интернет превращается в настоящее пиратское гнездо.

 

 

 По иронии судьбы именно грандиозный, широко освещавшийся в прессе процесс над Напстером, и стал тем катализатором, который перевел файлообменные системы из разряда диковинок в мощную, быстро развивающуюся индустрию с миллионами пользователей по всему миру. В конце концов, Напстер был закрыт, но Американская Ассоциация Звукозаписывающих Компаний (RIAA) узнала на собственном горьком опыте, что означает выражение "Пиррова победа".

 

 

 Создатели новых p2p-программ быстро сообразили, что главная ошибка их предшественника заключалась в централизованном сервере, на котором хранились данные пользователей. Новые, децентрализованные пиринговые системы, такие как eDonkey, FastTrack, Piolet, в течение нескольких месяцев захватили рынок, а количество их пользователей росло в геометрической прогрессии. Только в Соединенных Штатах в настоящий момент проживает более 43 миллионов пользователей файлообменных сетей, а ассортимент предлагаемой бесплатной продукции вызывает неподдельную ярость у менеджеров крупных компаний. Вы хотите увидеть еще не вышедший на экраны блокбастер? Нет проблем: как известно и вторая часть "Звездных войн" и сиквел знаменитой "Матрицы" появились в Интернете раньше их официальной премьеры. А может быть вам больше по душе российские сериалы? В таком случае - ступайте на форумы русскоязычного комьюнити, где вам любезно подскажут как можно найти и самый последний боевик "Бригада", и великолепного "Идиота" Владимира Бортко, и даже нестареющие "Семнадцать мгновений весны".

 

 

 Чтобы остановить бурно развивающееся пиратство, RIAA пробовала все. Ее менджеры пыталась захламить сети поддельными файлами (затея была заранее обречена на провал - создатели программ нашли достаточно эффективный способ вычислять такие подделки), поставить защиту от копирования на продаваемые диски (а их просто перестали покупать или же легко "взламывали"), вновь подавали в суд на создателей файлообменных сетей. Но и здесь их ждало разочарование: американский суд признал в отношении двух крупнейших файлообменных сетей Grokster и Morpheus, что сами по себе они являются таким же легитимным инструментом как и видеомагнитофон. При этом судья сослался на решение Верховного суда США, который в 1984 г. постановил, что производители видеомагнитофонов не несут ответственности за незаконное копирование фильмов с их помощью.

 

 

 Похоже, у производителей осталось лишь два выхода. Первый - предложить пользователям воспользоваться услугами своих собственных сетей, где за разумное вознаграждение предоставить им приличный выбор продукции. Однако для этого необходимо поменять всю неповоротливую систему американского бизнеса, договориться с каждым отдельно взятым исполнителем, который должен дать согласие на размещение своих записей в сети. Но главное - необходимо сделать платную продукцию, предлагаемую в Интернете, качественной и недорогой. Второй пункт вызывает наибольшую головную боль у владельцев крупных компаний, привыкших получать явно завышенные прибыли, рекламируя горстку не слишком талантливых исполнителей. Рост цен на CD, продажа DVD-дисков по совершенно разным ценам в различных регионах мира, все более ухудшающееся качество исполнения - вот лишь часть претензий, предъявляемых покупателями к крупным лейблам. И если раньше те могли гордо игнорировать этот гул недовольства, то с появлением мощного конкурента в лице пиринговых сетей, делать это становится все труднее и труднее.

 

 

 Похоже, для боссов шоу-бизнеса гораздо проще выглядит второй путь: запугиваний, угроз и террора. Осознав, что преследование пиринговых сетей не принесет желаемого результата, они переключаются на новую жертву: обычного пользователя. RIAA уже провела судебный процесс с целью выяснить личности двух пользователей крупнейшего американского провайдера Verizon, активно скачивавших музыку при помощи файлообменных сетей. При этом, по мнению судьи, для этого даже не требуется его вмешательства - достаточно ордера, подписанного секретариатом любого окружного суда Соединенных Штатов.

 

 

 Ситуация выглядит еще более странной, если учесть, что для доказательства того факта, что вы скачали из сети песню очередной поп-звездочки, а не голос любимого соседа, который соревнуется в музыкальных способностях со своей кошкой, можно добыть лишь конфисковав ваш компьютер. Однако для RIAA пользователь Интернет виновен по умолчанию, достаточно лишь ее указующего перста и судебная система обрушится на вас. Легкие "недоразумения" в виде обвинения в пиратстве маленького мальчика, выложившего в сеть свое сочинение о Гарри Поттере, которое посчитали книгой небезызвестной Джоан Роулинг, или скандал с обвинением нескольких американских университетов в распространении пиратской продукции, за которое Ассоциации Звукозаписывающих Компаний пришлось долго и мучительно извиняться, никого не останавливает.

 

 

 Сенатор Оррин Хэтч, возглавляющий юридический комитет Сената США полагает, что компьютеры тех, кто использует пиринговые сети нужно просто уничтожать. Как тут не вспомнить знаменитое "нет человека, нет проблемы". RIAA также настроена весьма решительно. 25 июня ее представители заявили, что намерены отслеживать пользователей файлообменных сетей и подавать на них в суд. Остается открытым лишь один вопрос: если Ассоциация выполнит свое обещание, выдержит ли американское правосудие 43 миллиона судебных исков? А кто остановит пользователей России, Китая и Индии?

 

 

 Впрочем, свет в конце туннеля все же виден. Так, например компания Apple предлагает своим подписчикам достаточно широкий выбор наименований в легальной пиринговой сети iTunes Music Store. В отличие от конкурирующих служб "Музыкальный магазин" Apple работает именно по принципу магазина, а не по подписке. Никакой ежемесячной или ежегодной платы с клиентов не взимается, однако загрузка одной композиции обойдется ровно в 99 центов. Следуя ее примеру, и другие легальные файлообменные сети начинают снижать свои расценки. А нам остается лишь устроиться поудобнее и наблюдать кто же победит в этом давнем споре: разум или алчность. Лишь одно можно предсказать наверняка: битва будет долгой и увлекательной. Welcome to the real world!

Ссылки по теме Женский клуб

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить