Путин и театр - 30 сентября 2002 г.

Сегодня Президент России поздравил с юбилеями трех театральных деятелей нашей страны, что свидетельствует как минимум о демонстрации Президентом пристального внимания к культуре вообще и к театру в частности.

 

 Один из юбиляров, актер Государственного академического Малого театра России Юрий Иванович Каюров, которому сегодня исполняется 75лет, представляет «старую гвардию» актеров советской закалки. Роли, сыгранные им кино и театре известны практически каждому россиянину хотя бы потому, что Каюров не раз играл вождя мирового пролетариата в картинах "Шестое июля" и "Исход" (оба, 1968 г.), "Кремлевские куранты" и "Почтовый роман" (оба, 1970 г.), "Ленин в Париже" (1981 г., Государственная премия СССР, 1983 г.) и других.

 

 Среди лучших ролей Ю.И.Каюрова в кино также: Волжин в фильмах "Пропавшая экспедиция" (1975 г.) и "Золотая речка" (1977 г.), Лагун в картине "Пламя" (1975 г., Серебряная медаль им.Довженко), Крыленко в фильме "Белый снег России" (1980 г.) и другие. Снимался он также в картинах "Вдовы", "Моя Анфиса", телевизионных лентах "Инженер Прончатов", "И это все о нем", "Главный конструктор", "Взятка", "Петербургские тайны".

 

 Социальную тему в своем искусстве артист с успехом развивал на сцене Малого театра, воплотив в его постановках ряд замечательных образов наших современников, таких как капитан Сафонов ("Русские люди" К.М.Симонова), Пальчиков ("Вечерний свет" А.Н.Арбузова), художник Васильев в спектакле "Выбор" Ю.В.Бондарева и др.

 

 Юрий Каюров удостоен звания "Народный артист РСФСР" (1979 г.), неоднократно отмечен правительственными наградами. Он - дважды лауреат Государственных премий СССР (1978, 1983 гг.), лауреат Государственной премии РСФСР им.К.С.Станиславского (1984 г.), кавалер орденов Дружбы Народов (1974 г.), Октябрьской Революции (1987 г.), Трудового Красного Знамени (1971 г.), ордена Почета (1998 г.).

 

 Второе поздравление Владимир Путин направил Юрию Любимову, художественному руководителю Московского театра на Таганке, по случаю его 85-летия.

 

 В поздравительной телеграмме, в частности, говорится: "На протяжении всей своей жизни Вы отстаивали право художника на свободу и независимость. Мужество, сила духа, подвижническая преданность любимому делу сплотили вокруг Вас талантливый сценический коллектив. "Таганка" стала ярким событием в культурной жизни страны, открыла новую страницу в истории отечественного театрального искусства".

 

 Юрий Любимов – это уже другая волна – волна свободы и неповиновения, Высоцкого и Демидовой. Волна пост-оттепели и ощущения, что некуда больше идти после того, как началась перестройка. В эпоху новой свободы Театр на Таганке стал театром. Куда приходили за ощущением ностальгии – таких спектаклей, как в эпоху застоя больше не было, Любимов практически жил в Германии, но театр не умер, вошел в новое время со своим худруком и сегодня по случаю юбилея в театре – премьера – любимовская версия «Фауста» Гете.

 

 Около 50-ти спектаклей поставил на сцене «Таганки» Юрий Любимов. Это "Павшие и живые" Симонова, "Мастер и Маргарита" Булгакова, "Преступление и наказание" Достоевского, "Мать" Горького и др. Любимов работал с такими выдающимися композиторами, как Шостакович, Шнитке, Денисов, Губайдулина.

 

 В середине 70-х "Таганка" становится настоящей театральной Меккой. На международном фестивале "БИТЕФ" в 1976 году спектакль "Гамлет" с Владимиром Высоцким в главной роли был удостоен гран-при.

 

 Параллельно с драматическими Любимов начинает ставить музыкальные спектакли и с 1974 года было поставлено около 30-ти новаторских оперных спектаклей на лучших сценах мира:миланской "Ла Скала", парижской "Гранд опера", лондонского театра "Ковент Гарден" и др.

 

 В 1980 году умирает Владимир Высоцкий. И с этого времени наступают трагические страницы Театра на Таганке, где запрещается сразу несколько спектаклей, в числе которых "Владимир Высоцкий", посвященный памяти знаменитого артиста, пушкинский "Борис Годунов" и др. В 1984 году Любимова освобождают от должности художественного руководителя театра на Таганке и лишают советского гражданства.

 За годы вынужденной миграции Юрий Любимов много работал на западе, и его постановки в Австрии, Англии, США, Италии были удостоены высших театральных премий.

 

 В мае 1988 года с изменением политической ситуации в стране Юрий Любимов вернулся в Россию и с этого времени началось возрождение Театра на Таганке, где Любимов сразу же восстановил ранее запрещенные спектакли "Владимир Высоцкий", "Борис Годунов". Он поставил новые спектакли – пушкинский "Пир во время чумы", "Живаго" Пастернака, "Медею" Еврипида, "Подростка" Достоевского и набрал новый курс в 1990 году в Щукинском училище.

 

 К своему 80-летию Любимов поставил спектакль "Братья Карамазовы" Достоевского, а к 85-летию – всеобъемлющий «Фауст» а в планах режиссера - новая работа. По словам Юрия Петровича, это будет спектакль "Серебряный век", посвященный судьбам чрезвычайно разных, но великих и дорогих России людей: Бунин и Чехов, Блок и Белый, Ахматова и Гумилев, составивших славу российской культуры. "Мы забываем, что наша страна знаменита на весь мир своей культурой,- сказал Любимов.- Российская культура и ее творцы – неиссякаемая вечная тема".

 

 Третье поздравление Путина было направлено художнику новой волны, состоявшемуся, получившего известность уже в «новое время». Бориса Эйфмана и творческий коллектив Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством Б. Эйфмана Президент поздравил с 25-летием театра.

 

 Владимир Путин отметил в поздравительной телеграмме, что коллективу театра удалось воплотить в жизнь мечту любого художника – создать особую атмосферу творческого вдохновения и свободного полета таланта. "Рождение авторского театра, театра одного хореографа – уникальное явление", – подчеркнул в поздравлении президент.

 

 Борис Эйфман создал ряд удивительно ярких. Необычных спектаклей, не без эксплуатации «запрещенных» ранее тем – таких. Как «Красная Жизель», «Братья Каразмазовы», «Чайковский».

 

 В его постановках можно найти аллюзии и реминисценции практически от первой балерины «Камарго», до босоножки Айседоры Дункан и современного мэтра балета Мориса Бежара. Все это скомпоновано, скреплено, слеплено уверенной смелой рукой и при похожести одного спектакля на другой в каждом из них остается самое главное для театра – ощущения праздника.

 

 Балетоведы при имени Эйфмана презрительно морщат нос, говоря о том. что плагиат и вульгарность не заслуживают внимания профессионалов, а публика любит балет Эйфмана и ломится на премьеры его театра так, как не ломится на спектакли, которые имеют отличную критику.

 

  Елена Киселева

 «ПРАВДА.Ру»

ИА 'Регионс'

 "Комсомольская правда":

  'Теперь Моника поработает в Кремле'

Новости на ту же тему на Лентах.Ру "> Новости на ту же тему на Лентах.Ру

Поиск материалов на эту тему в проекте "Яндекс.Новости":

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить