Хржановский перевел Бродского на киноязык

Андрей Хржановский, живой классик российской мультипликации, работающий на «Союзмультфильме» с 1962 года, выпустил, наконец, долгожданное кино об Иосифе Бродском «Полтора кота. Этюды по мотивам произведений Иосифа Бродского».

 

 Андрей Хржановский известен всем своим философским лиризмом по «Дому, который построил Джек».

 

 Понятно, что Бродский близок ему своими интонациями и многомерностью восприятия мира.

 

 Но Хржановский отличается еще и тем, что создает анимационный «новояз», ломая традиции, находя новые для мультипликации выразительные и технологические средства.

 

 Следуя стилю поэта, который, будучи воспитан на классике, привносил в поэзию свое, новое, присущее только его творчеству как в образной структуре, так и в архитектонике стиха, Хржановский строит фильм, сочетая приемы анимационного, документального и игрового кино.

 

 По технологии фильм очень сложен. Документальные съемки смонтированы с оживающими на ваших глазах черно-белыми фотографиями, те, благодаря компьютерным возможностям, образуют причудливые коллажи с движущимися рисунками, а один эпизод фильма заставил поверить, что найдена потерянная пленка, на которую маленького Бродского снимал его отец.

 

 Фильм, действительно, представляет собой этюды, построенные на автобиографической прозе Бродского, лучших его стихах, его остроумных рисунках и фотографиях из архива.

 

 "Коту наплевать на существование общества "Память", отдела пропаганды ЦК КПСС и даже на Президента США. Чем я хуже?" - примерно так пишет Бродский. Это желание уподобиться коту, а также шутки Анны Ахматовой о том, что ее большой кот ("не кот, а полтора кота") похож на Иосифа и приводит в фильм главного героя – потешного взъерошенного рисованного кота, и впрямь – вылитого Бродского. Это кот вместе с обыкновенными зрителями смотрит фильм про Тарзана – Бродский считал образ воплощением мечты советского человека о свободе. Это он печатает на той самой пишущей машинке, которую потрошили на таможне, разобрав до единого винтика. Это он приходит к парадоксальному выводу: " с нашим ... индивидуализмом мы были больше американцами, чем сами американцы". Это коты лазают по мачтам корабля, воплощая мечту юного Бродского о морском училище. Правда, огромный с протянутой рукой памятник Ленина бежит не за котом, а за самим маленьким Осей, пытаясь настигнуть и наставить на путь истинный. Роль Бродского-мальчика сыграл Саша Гинзбург

 

 Как рассказал А. Хржановский, "уникальность картины заключается в том, что это первое кинопроизведение, созданное на основе стихов, рисунков и личного фотоархива И.Бродского».

 

 Елена Киселева

 "ПРАВДА.Ру"

'Реактивные новости'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *