Два непохожих и Таких любимых

Сегодня отмечают свои дни рождения два артиста, которых любит вся Россия. Они – разные, но несколько поколений русских людей не представляют своей жизни без их ролей. То, что они сделали в театре и кино не просто вошло в золотой фонд, оно стало народных достояние и личной памятью каждого из нас.

 

 Андрей Мягков и Константин Райкин.

 

 Андрей Васильевич Мягков родился 8 июля 1938. Окончил Школу-студию при МХАТ (1965). С 1965 - актер театра "Современник", с 1977 - МХАТ им. М. Горького (с 1989 - им. А. П. Чехова).

 В его жизни есть много замечательных фильмов, которые стали событием в кинематографе, среди них - Братья Карамазовы (1968), Дни Турбиных (1976) Гараж (1979), 4:0 в пользу Танечки (1982), Гонки по вертикали (1983), Жестокий романс (1984), На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди (1992), Осенние соблазны (1993).

 

 Но ничего невозможно поделать с тем, что Андрей Мягков навсегда остался Женей Лукашиным и Анатолием Ефремовичем из «Служебного романа».

 

 Для актера это немножко обидно. Например, Ахеджакова сразу стервенеет, когда ей начинают задавать вопросы об «Иронии судьбы» - потому что в ее актерской карьере есть и другие фильмы, и другие работы. А любят так беззаветно – только один фильм.

 Мягков играл Чехова на одной сцене со Смоктуновским, он вообще – великолепный актер, но благодарный российский зритель ничего этого знать не желает. Женя Лукашин и все тут.

 

 Почему? Потому что Мягков сыграл, как в Советском Союзе надо бороться за чудо. А чудо было тогда запрещенным и все же оно досталось герою. А герой был обыкновенным, типовым. С типовой советской клетушкой, с типовым салатом, с типовой мамой. Под стать героине. Но они – смогли. Значит, и мы, типовые, тоже смогли бы.

 

 В более свободной и европейской Польше только пожимали плечами на русских – странных дикарей до безумия полюбивших дурацкую историю про то, как мужчина напился пьяным, перепутал города и квартиры, испортил праздник себе и людям и крутили пальцем у виска, обсуждая героиню Барбары Брыльской – обидеть такого мужчину, сорваться, бросить все и улететь к незнакомому человеку. Нет, это понять могу только русские.

 Простите нас, Андрей Васильевич, за то, что мы не желаем вас видеть – настоящего, разного. Но мы до одури любим Лукашина, а ведь это и есть в нашем понимании – вы!

 

 Судьба Константина Аркадьевича Райкина начиналась трагично. Он загодя, наверное, понимал, что так оно все и будет и потому очень серьезно обманывал себя и других – готовился стать биологом.

 А после выпускных экзаменов взял и сдал документы в театральное училище им Щукина. Инстинкт самосохранения оказался сильнее юного Кости Райкина.

 

 Его приняли сразу на третий тур, после первого. Педагоги до сих пор рассказывают какое это было талантливое выступление… «На прослушивании, помня жалобы выходящих из аудитории абитуриентов на то, что комиссия обрывала их на полуслове, Райкин твердо решил, что он этого не допустит. Чтобы произвести соответствующий эффект, читая стихотворение, для убедительности размахивал руками прямо перед ошеломленной приемной комиссией, сам делал внезапные паузы, резко менял образы. Сразу после прочтения стихотворения опустился на четвереньки и показал изумленным педагогам пантомиму из жизни хищников. Пришедшая в себя от неожиданности приемная комиссия теперь не могла удержаться от хохота. А абитуриент снова читал, по-звериному рычал, цитировал, имитировал»

 

 Но у всех, кто это читает, остается маленький знак вопроса – ну, неужели же могли не взять сына Райкина? В любом случае.

 

 Он всю жизнь преодолевал это – сын Райкина. И чувствовал холодок фразы. Которая готова была сорваться с уст каждого зрителя «Нет, вот Аркадий Исаакович…»Райкин старший старел, уходил от нас все дальше и дальше, а Константину Аркадьевичу не могли простить одного – того, что он был другим, того, что он не смог заменить отца. Но он и не хотел. Он хотел быть собой. И добился. Ему все доставалось после отца – эстрада, сцена и даже театр. Но теперь все знают, что это – его театр, Константина Райкина. И спектакли – его. И артисты – его – он учит студентов, пестует, строго, но с огромной любовью. Ему удалось стать собой, а это удается только гениальным актерам. Таким – как Андрей Миронов и Константин Райкин. А еще Райкин опроверг утверждение про природу и детей гениев. Все же природа на детях не всегда отдыхает, есть и счастливые исключения.

 

 Невозможно поверить в то, что Константину Аркадьевичу - 52 года. Любовь к театру - сумасшедшая, молодая, которую он излучает везде и всюду недает возможности в это поверить.

 

  Елена Киселева

 «ПРАВДА.Ру»

'Стоянову и Олейникову - сто лет на двоих!'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить