167 лет Со дня освящения самого мистического Собора

Сегодня исполняется 167 лет со дня освящения самого загадочного Собора Санкт-Петербурга – Смольного .

 

 С начала строительства Собора до наших дней его окружают легенды.

 

 Ансамбль Воскресенского Новодевичьего /Смольного/ монастыря, состоящий из собора Воскресения /Смольного собора/ и расположенных вокруг него жилых двухэтажных корпусов, был заложен в 1748 году по распоряжению Елизаветы Петровны. Сюда дочь Петра I собиралась удалиться от мирских дел после отречения от престола.

 

 Строительство монастыря на берегу Невы рядом со Смоляным двором, /откуда и пошло название монастыря/ началось с небывалым размахом: здесь одновременно работало до 2 тыс солдат и мастеровых. В фундамент собора забили 13 тыс свай, затем началось возведение стен. Финансирование из казны было щедрым и регулярным, но недолгим: в 1756 году, когда оставалось завершить только внутреннее убранство храма, началась Семилетняя война.

 

 В 1761 году умерла, так и не дождавшись освящения Смольного собора, императрица Елизавета Петровна. Почти 70 лет собор стоял недостроенным: храм не был оштукатурен снаружи, не было завершено убранство интерьеров. Возможно, это долгое строительство породило среди петербуржцев легенду, о том, что службу в храме нельзя совершать целых сто лет, поскольку при возведении храма, один из строителей или помощников Растрелли алтарной части возводящегося собора наложил на себя руки, чем и осквернил святое место.

 

 Растрелли был отстранен от завершения строительства Собора. После этого судьба его сложилась печально. Когда Бартоломео Франческо Растрелли по указу Елизаветы Петровны начал строить Смольный монастырь, ему было 47 лет. Вряд ли мог он тогда подумать, что завершить свое детище ему не суждено. Сначала из-за разразившейся Семилетней войны резко упали темпы строительства. А потом, в возрасте 60 лет, Растрелли был вообще отстранен от работ - его отправили в отставку. Елизавета Петровна, у которой он был любимым архитектором, умерла, а юной императрице Екатерине Второй стиль барокко решительно не нравился. Собор архитектор оставлял далеким от завершения - здание осталось без купола, а из четырех примыкавших церквей отделана была всего лишь одна, остальные стояли под дощатыми крышами. Каре монастырских корпусов тоже не было достроено. Дальнейшая судьба Мастера сложилась не самым завидным образом. Девять лет, что оставались до смерти, он курсировал между Италией, Курляндией и Петербургом, изредка поставляя для Екатерины картины европейских художников. Достойно прежних заслуг его принимали в единственном, пожалуй, месте - в Курляндии (ныне Латвия). Там доживал свой век вернувшийся из ссылки Бирон, состоявший с Растрелли в добрых отношениях с молодости. Вот для Бирона Растрелли и делал новые дворцовые интерьеры.

 

 Когда и при каких обстоятельствах умер Расстрелли, неизвестно. Зато историки сходятся в том, что случилось это в Петербурге. Хотя место, где похоронен гений архитектуры, превративший Петербург из города-верфи в город-дворец, так и не найдено.

 

 Собор был окончательно достроен архитектором ВасилиемСтасовым, приступившим к работе в 1828 году. Стасов очень внимательно отнесся к замыслу Растрелли и почти полностью сохранил проект своего великого предшественника, оставив без воплощения только одну идею - возвести перед собором 140-метровую колокольню.

 

 Строительство собора было завершено в 1835 году. 4 июля /22 июня по старому стилю/ состоялось его освящение. Смольный собор стал храмом всех учебных заведений Санкт-Петербурга, над ним шефствовала покровительница Смольного института благородных девиц, возведенного рядом с собором, императрица Мария Федоровна.

 

 После революции храм был закрыт. Десятилетиями его использовали под склад. В настоящее время здесь располагается концертно-выставочный зал "Смольный собор".

 

 В одном из помещений Собора расположен архив КГБ. Уже в начале 80-х годов нашего столетия в стенах Собора произошло нечто, послужившее основой для новой легенды о соборе. Кгбшник, охранявший здание не сумел остановить монаха пистолетными выстрелами – монах прошел мимо него не реагируя на пальбу, и растаял. Оба охранявших помещение – и тот, кто стрелял, и тот, кто наблюдал эту картину, были помещены в психиатрическую лечебницу.

 

 Позднее на чердаке Подъезда № 9 тоже произошло аномальное явление – всю ночь кто-то стучался в опечатанном помещении, но милиционеры, напуганные горьким опытом, не решились ни отпирать, ни стрелять.

 

 Утром дверь пришлось вынимать – замок переклинило, потому что массивная, обитая железом дверь была выгнута, а все находящиеся в помещении предметы – сплющены.

 

 Рассказывают, что в архивах, опечатанных на ночь в Смольном часто обнаруживают настоящий погром, причем никаких следов человеческого пребывания в запертых комнатах обнаружить не удается.

 

 Реставрация собора не проводилась в течение нескольких десятков лет. В июле прошлого года во время урагана с его купола упал четырехметровый золоченый крест. После этого горожане все легенды вспомнили вновь. Потому что в городе много соборов, а крест сорвало только со Смольного. К тому же искали его достаточно долго, и родился еще один слух, что креста не нашли.

 

 Около года крест находился на реставрации, в настоящее время реставрационные работы завершаются- идет золочение креста.

 

 Одновременно устанавливаются леса над верхней частью собора: перед тем, как крест вернется на свое первоначальное место, будет проведено обследование главок собора, реставрация крыши и куполов. Кроме того, специалисты проведут работы по замене гидроизоляционной системы, которая не менялась с момента строительства собора.

 

 Может быть, после реставрации что-то изменится судьба Собора станет более светлой чем сейчас, когда она окутана тайнами, легендами и слухами.

 

  Елена Киселева

 «ПРАВДА.ру»

РИА 'Новости'

  "Комсомольская правда":

  'Креста на нем нет'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить