За "Цирк" Отец получил только зарплату

Спустя 33 года со дня смерти выдающегося актера, "лица русского кинематографа" Сергея Столярова в Москве была открыта мемориальная доска в его честь.

 

 Теперь дом на площади Победы украшает бронзовая плита с профилем актера, памятной подписью и фигурами былинных богатырей, образы которых воплощал в своих ролях Столяров.

 

 "Лицом" эпохи, символом отечественного кинематографа, необыкновенно красивым и душевным человеком называли Сергея Столярова собравшиеся на церемонии открытия коллеги, родственники, друзья и земляки.

 

 Инициатором акции стал его сын - Кирилл, тоже актер, президент культурно-просветительского фонда имени Сергея Столярова. По словам Кирилла Столярова, самое активное участие в осуществлении проекта принимали актеры Клара Лучко, Михаил Пуговкин, Георгий Вицин, Никита Михалков.

 

 Именно актерская сплоченность помогла "пробить" план, в реализации которого помог департамент по культуре правительства Москвы. В 30-50-е годы прошлого столетия он был всеобщим кумиром, олицетворением мужества и мужской красоты, идеальным кинообразом советского человека. Статный красавец стал моделью рабочего для скульптуры Веры Мухиной "Рабочий и колхозница".

 

 Актер снимался нечасто, и фильмы с его участием становились настоящим событием: "Цирк", "Василиса Прекрасная", "Кощей бессмертный", "Садко", "Тайна двух океанов". На этих картинах выросло не одно поколение. Сменились эпохи, идеологии, но основной подтекст фильмов Сергея Столярова - борьба со злом - живет вне времени, считает Кирилл. Столяров был не только прекрасным актером, но и мужественным человеком.

 

 В 1936 году сам Г. Александров без всяких проб пригласил актера на главную роль в своем новом фильме "Цирк". С этой картины и началась звездная слава киноактера Сергея Столярова. Его лицо улыбалось с огромных рекламных плакатов, мелькало в газетах и журналах (кстати, именно благодаря этому фильму его после 18 лет разлуки нашли мать и брат Роман). Однако это было "парадное" лицо актера Столярова.

 

 То, что внутри этого 24-летнего красавца происходит драма, связанная с репрессиями 1937 года, знали немногие. Однако Столяров идти на премьеру «Цирка» отказался. Рассказывает сын артиста Кирилл: "Еще до премьеры фильм "Цирк" получил самую высокую оценку "наверху". А накануне премьеры расстреляли изумительного оператора Владимира Семеновича Нильсена. В те годы подавались расстрельные списки. Расстреливал НКВД, но "кандидатуры"-то подбирались на местах! Раздавался звонок: "У вас есть троцкисты?" Да как не быть троцкистам в самом советском искусстве?! Например, Нильсен. Почему он? Да фамилия у него странная, к тому же жена - балерина и вдобавок ко всему итальянская подданная. Отец был потрясен гибелью Нильсена.

 

 А вокруг все готовились к премьере "Цирка". Специально закупили аппаратуру в Америке, в Парке культуры имени Горького открыли летний кинотеатр. Составляли наградные списки, будто ничего не произошло. И отец не пошел на премьеру, куда пригласили только исполнителей главных ролей. Он не получил орденок и не стал холуем. Фильм с триумфом прошел по экранам страны. Возможно, всенародная любовь, "заметность" спасли отцу жизнь... За фильм "Цирк" отец получил только зарплату".

РИА 'Новости'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *