На твоем лице застыло выражение печали, или а был ли мажор?

Недавно вышел последний альбом Земфиры Рамазановой – эстрадной звезды, облик которой никак не соответствует шаблонному облику поп-дивы. Это вовсе не та примитивная попса, где все строится на одном слове и одном аккорде. Что же, после расцвета джаза с его элитарностью и, затем, поп-музыки с ее бесспорной массовостью, вероятно, найдена «золотая середина»… Уровень оригинальности – как текстов, так и самой музыки у Земфиры намного выше среднепопсового, хотя и не достигает (да, впрочем, и не должен достигать) уровня джаза.

 С детства певица писала стихи, сочиняла музыку. Свою первую песню она написала в 5 лет. И вот к 25 годам ее песни становятся популярными, ей удается уловить общее настроение, дух нашего времени. В прошедшем, ХХ веке не было места сентиментальности, это был век техно, век рацио прежде всего. И вот сейчас все устали от рациональности. Хочется чувственности, нежности, интимности, сентиментальности. Все это, несомненно, есть у Земфиры. И не только чувственность, но и глубина чувств. Кроме всего прочего, ее песням свойственен некий налет печали, ностальгии – почти везде преобладает минор. Конечно, есть и мажорные песни – две из тринадцати: «Мачо» и «Главное», но и в них музыка все время балансирует на грани минора (мажор – минор – мажор – минор и т. д.). Кстати, на общем печально-ностальгическом фоне песня «Мачо» очень выделяется своей мощной энергетикой – здесь мажор дает о себе знать процентов на 70. И все же, минор не менее выразителен. «На твоем лице застыло выражение печали» – эти слова из первой же песни, открывающей альбом («Паранойя»). Видимо, вся темная сторона жизни певице очень хорошо знакома. По крайней мере, создается впечатление, что во многих песнях, и в первой в особенности, есть что-то наркотически-болезненное… Такое состояние, конечно, не передашь обычным поставленным, «оперным» голосом. У Земфиры очень специфический, «молодежно-прикольный» тембр, к которому не сразу привыкаешь – негромкий, почти без вибрации, без обертонов, но очень проникновенный, гибкий, с ощущением живого дыхания. И во всем этом – особая, «запредельная» выразительность…

 Самые удачные и оригинальные песни альбома: «Паранойя», «Трафик», «Мачо», «Сказки», «Главное», «Кто?», «Webgirl», «Шалфей».

 

 Ирина Северина

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить