РАО «ЕЭС России» удалось обеспечить высокие Запасы топлива в региональных АО-энерго

РАО «ЕЭС России» удалось обеспечить высокие запасы топлива в региональных АО-энерго и на федеральных электростанциях в течение осенне-зимнего максимума нагрузки.

По состоянию на 11 февраля, запасы угля на предприятиях РАО «ЕЭС России» составляют 14,9 млн. тонн, что на 5,8% выше планового задания на эту дату и почти в 2 раза выше уровня прошлого года. Запасы мазута в целом по холдингу составляют 3,19 млн. тонн, что на 25,9% превышает плановое задание. Однако, запасы топлива — всего лишь резерв, в то время, как главная задача энергокомпаний — обеспечить текущие поставки топлива и расчеты с поставщиками.

В январе 2002 г. ситуацию осложняет высокий уровень задолженности потребителей и неоплата текущего энергопотребления. По предварительным данным, общий уровень оплаты за тепло и электроэнергию в целом по РАО «ЕЭС России» в январе составил 90%. Это приведет к увеличению объема задолженности потребителей, которая по состоянию на 1 января 2002 г. превышала 92,6 млрд. руб. В т.ч. долги потребителей, финансируемых из местных бюджетов — 15,6 млрд. руб., предприятий ЖКХ — 35,4 млрд. руб., оптовых потребителей-перепродавцов — 23 млрд. руб.

Задолженность федеральных потребителей в течение 2001 г. снизилась почти в 2 раза, однако значительной осталось задолженность Министерства обороны — 1,5 млрд. руб. (без учета пени). В январе 2002 г. оплата текущего энергопотребления военных частей практически не производилась. Причина — отсутствие утвержденных лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов, из-за чего невозможно заключение договоров на энергоснабжение и их регистрация в Казначействах. Кроме того, Минобороны изначально планировало направить на расчеты с энергетиками в январе с.г. 433 млн. руб., в то время, как прогнозируемый объем энергопотребления этой группы потребителей в январе — 1,6 млрд. руб.

В связи с этим энергокомпании были вынуждены принять меры для ограничения неоплачиваемого отпуска электроэнергии подразделениям Минобороны на Камчатке, в Приморском крае, Читинской, Новгородской областях и др. регионах России. При этом, под ограничения попадали либо вспомогательные объекты (склады, хоз. помещения и т.п.) либо объекты, указанные самими военными. Никакой угрозы боевой готовности войск и обороноспособности страны в результате вводимых ограничений не было и быть не могло.

Ситуация с оплатой энергопотребления подразделений Минобороны была полностью урегулирована в ходе совещания у вице-премьера Правительства РФ Виктора Христенко, с участием представителей РАО «ЕЭС России», Минобороны и Минфина. Было принято решение о выделении Минобороны лимитов бюджетных обязательств на февраль т.г. в объеме 1,86 млрд. руб. Из них 307 млн. руб. предназначены для погашения задолженности, накопленной военными структурами на 1 января 2002 г. в ряде проблемных регионов, в т.ч. Камчатской, Архангельской, Читинской областях, Хабаровском и Приморском краях и др. До 15 февраля с.г. Министерство обороны РФ должно довести лимиты бюджетных обязательств на отпуск электрической и тепловой энергии до своих подразделений.

Кроме того, к числу проблемных потребителей РАО «ЕЭС России» по-прежнему относятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в ведении региональных и местных властей. По оперативным данным РАО «ЕЭС России», в январе т.г. предприятия ЖКХ оплатили около 70% потребленной энергии (в т.ч. оптовые перепродавцы — около 50%). Наиболее сложная ситуация с оплатой энергии со стороны предприятий ЖКХ в январе отмечается в: Челябинской обл. (13%), Смоленской обл. (16%), Свердловской обл. (28%), Приморском крае (30%), Кабардино-Балкарии (32%), Курганской обл. (36%). Еще в 10 регионах России уровень оплаты энергии предприятиями коммунальной энергетики — ниже 50%.

Низкий уровень оплаты энергии предприятиями ЖКХ связан с тем, что в большинстве региональных и муниципальных бюджетах средства для расчетов с АО-энерго не запланированы в достаточном количестве. При этом предусмотренные в бюджетах средства на оплату энергии не являются защищенными статьями расходов, что приводит к перераспределению выделенных средств на другие цели. Кроме того, в бюджетах часто не предусмотрены средства для компенсации разницы в тарифах на теплоэнергию для населения и для возмещения выпадающих доходов АО-энерго от предоставления льгот и субсидий. Впрочем, в ряде регионов России бюджеты не приняты до сих пор, в связи с чем объем средств, предназначенных для оплаты энергоснабжения бюджетозависимых потребителей, вообще не определен.

Для обеспечения нормальных расчетов предприятий ЖКХ с АО-энерго в РАО "ЕЭС России" в течение последних 2-х лет действует практика заключения специальных Соглашений о взаимодействии РАО «ЕЭС России» и Администраций регионов по стабилизации поставок энергии и обеспечению условий прохождения ОЗМ, а также нормализации расчетов за энергию. Эти документы содержат обязательства по обеспечению полной оплаты текущего потребления и погашению накопленной задолженности.

К началу 2002 г. такие Соглашения действуют в 42 регионах РФ. Однако полностью указанные Соглашения выполняются администрациями только 3-х регионов: Ивановской обл., Республики Дагестан и Республики Бурятия. В течение 2001 г. задолженность потребителей, финансируемых из бюджетов этих регионов, снизилась на 3 млрд. руб. Еще в 18 регионах полностью выполняются обязательства по оплате текущего энергопотребления. При этом администрации 21 региона полностью срывают выполнение взятых насебя обязательств, что создает угрозу нормальному энергоснабжению этих регионов. Такое положение складывается в Омской, Смоленской, Липецкой, Свердловской, Архангельской, Камчатской, Курганской обл.

Ситуация осложняется тем, что действующие тарифы на энергию в большинстве регионов по-прежнему не могут обеспечивать работу энергокомпаний в условиях постоянного роста цен на топливо. В 2001 году средние фактические цены на газ увеличились на 20%, на уголь — на 26% (по отдельным маркам углей увеличение цен составило: райчихинский — на 50%, азейский и челябинский — на 70%). Общее повышение ж/д тарифов в 2001 году составило: на перевозку мазута — на 61%; на перевозку угля — на 30%. В результате дополнительные затраты предприятий РАО «ЕЭС России в 2001 году составили 47,5 млрд. рублей.

В январе 2002 г. ОАО «Приморскуголь» увеличило отпускные цены на 14%, ОАО «Воркутауголь» — на 54%. По расчетам экспертов в течение первого полугодия 2002 г. цены на уголь в среднем увеличатся на 18%, на мазут — на 15%. Кроме того, с 15 февраля увеличатся цены на газ. При этом тарифы на электроэнергию, отпускаемую с оптового рынка (ФОРЭМ) увеличатся на 20% только с 1 марта, а региональные энергетические комиссии произведут пересмотр энерготарифов с опозданием минимум 2-3 месяца.

В случае, если в дальнейшем тарифы не будут пересмотрены, их отставание от роста цен на топливо приведет к тому, что только 20 АО-энерго закончат 2002 г. с положительной рентабельностью. Убыточными будут все остальные АО-энерго, все гидроэлектростанции и 13 федеральных ГРЭС из 17.

В этих условиях предприятия РАО «ЕЭС России» будут принимать все предусмотренные законом меры для прекращения неоплачиваемого отпуска энергии и обеспечения 100% оплаты своей продукции со стороны потребителей.

Департамент по работе со средствами массовой информации

РАО «ЕЭС России»

Обсудить